Летная
подготовка – это один из основных видов профессиональной
подготовки
космонавтов. Именно она обеспечивает комплексные
и приближенные к космическому
полету воздействия факторов на человека, выполняющего динамические
операции в
полете.
«…Регулярное
выполнение полетов способствует тому, чтобы космонавт находился
«в тонусе», не
допускал «обрюзглости», был в отличной физической
форме и психологической
готовности.
О
том, как это было, рассказывает Сергей Жуков в
отрывке «Самолёты»:
«…Со
среды работали в Звездном и на Чкаловской. Моя половина группы ОКП
прилетела во
вторник из Тамбова обратным рейсом борта ЦПК. А прямым рейсом туда были
доставлены наши летчики – Самокутяев, Шкаплеров, Иванишин,
Тарелкин, Аимбетов и
Аймаханов. Они успешно выполнили программу полетов и заменили нас на
СППК.
Летчики
поразили меня серьезным отношением к документации. Летная книжка и
тетрадь
подготовки к полетам заполняются ими каллиграфическим почерком. Мы
отнеслись к
заполнению бумаг более легко и тут же получили замечание:
«Эти документы – для
прокурора, если что случится…»
…Подробно
проинструктировали нас по порядку аварийного покидания самолета.
–
Сесть в правильную позу, чтобы не было компрессионного перелома
позвоночника.
Нажать на обе ручки и дернуть. Если не получилось, вставить их в
гнезда,
включить тумблер «Разблокировка кресла» и
попробовать еще раз. Если опять не
вышло – катапультирование через фонарь или аварийный сброс
фонаря и покидание
самолета без катапультирования. В этом случае парашют надо
самостоятельно ввести
в действие с помощью кольца. И запомните, что инструктор никогда не
покинет
самолет, пока в нем находится курсант. Поэтому не мешкайте, получив
команду на
катапультирование, от вас зависит и жизнь вашего инструктора!
Я слушаю осознанно еще и потому, что имею опыт отказа парашюта в прыжке. Матчасть, конечно, надо спасать, но в критической ситуации в мирное время человеческая жизнь дороже…
…Итак,
полеты!.. В четверг вечером мы собрались вчетвером в трехкомнатной
квартире дома
№2 Звездного городка. Просмотрели видеокассету со съемками наших
прыжков. Съели
пельмени, приготовленные Марком, выпили по 100 граммов водки.
«Кто пьет водку,
не имеет проблем с вестибулярным аппаратом», –
сказали нам летчики.
…Дальше
все было быстро:
дооформление плана полетов – предполетные указания
– измерение давления и
пульса (115/70 и 68). Привязываю нож к шнуру, вшитому в специальный
карман
комбинезона –
и в самолет. Надеваю с
помощью техника подвесную систему, проверяю связь с инструктором, и мы
уже
выруливаем на взлетно-посадочную полосу. У РД 19 (рулежная дорожка №19)
контрольный
осмотр машины, на ВПП включаем часы… Взлет!
Сегодня
небольшая
облачность, видимость по горизонту более 10 километров, внизу
подстилающая
дымка.
–
Ввиду сложной
орнитологической обстановки идти с включенными фарами. Минимальная
высота
включения и выключения фар – 300 метров.
Набираем
высоту до 3900
метров, идем в зону. ИПМ (исходный пункт маршрута – поселок
Лесной).
С
высоты четырех
километров атакуем землю. Земля активно приближается. Заодно инструктор
показывает мне штопор и способ выхода из него. Небольшая перегрузка, но
терпимо.
Вид на аэродром Чкаловский и Звездный городок с борта самолета
После
полетов сижу,
потягиваю холодную воду и перевариваю впечатления.
Взлет и посадку нам осваивать рано, надо хотя бы следовать за рукой инструктора (держа свои руки на ручке управления самолетом и РУД), следить, как изменяется при посадке скорость, угол атаки и обороты двигателя, стараясь осмыслить («Я бы сделал так…»). Более корректно пилотировать в воздухе. Я уже попробовал: взлет с набором высоты до 5000 м, горизонтальный полет, виражи с углом крена 30 и 45 градусов, бочку и сложную фигуру: переворот – петля – полупетля. Понял, что перегрузка управляема и не страшна. Осознал, как непросто распределять внимание, одновременно следя за многими пилотажными приборами, а именно: АГД (авиагоризонт), высотой, скоростью, вариометром. Это я с грехом пополам успеваю делать как успеваю и совершать ошибки, с которыми потом приходится бороться: то высота уплывает, то скорость, то курс. Но вот двигатель пока не чувствую – где надо прибавить обороты, где убавить, а где замереть…
А
еще, кроме
перечисленного, летчик должен следить за работой масляной и топливной
систем,
вести радиообмен, контролировать окружающую обстановку, совершать иные
действия.
После
полетов обмениваемся
полученным опытом. При этом я строго помню, что самолётная практика для
нас не
главное. Главное – подготовка к полету в космос».
Это
несколько эпизодов из отрывка «Самолёты».
В следующий раз космонавт-испытатель Сергей Жуков
расскажет посетителям
сайта о физической подготовке.