Зачем нужны психологи космонавтам? Какая от них польза во время тренировок по действиям экипажа в случае посадки спускаемого аппарата в лесистой местности зимой?
На эти вопросы отвечают ведущие психологи Центра подготовки космонавтов Жанна Шевченко и Наталья Филиппова.
В Центре подготовки космонавтов есть целая психологическая лаборатория, которая занимается профессиональным отбором космонавтов, их подготовкой в составе экипажей МКС, поддержкой в космическом полете, а также послеполетной реабилитацией.
Особое место в работе психологов занимает сопровождение экстремальных видов подготовки. В таких тренировках космонавтов готовят к преодолению любых трудностей, развивают их физическую и психологическую закалку. Задача психологов – оценить профессионально-психологическую готовность космического экипажа к действиям в сложных для жизни и работы условиях.
Во время тренировок по отработке навыков выживания в заснеженном лесу мы внимательно наблюдаем за работой экипажей, анализируем психоэмоциональное состояние и работоспособность каждого участника.
Помните слова из песни: «Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна…»? Так и в нашей деятельности многим неочевидно, как мы даем оценку действиям экипажа. Для этого у нас есть надежные инструменты. Например, психофизиологическое тестирование, которое проводится до и после тренировки. Мы оцениваем ряд показателей, влияющих на эффективность деятельности космонавта.
Кроме этого в начале и по завершении выживания мы проводим беседу с каждым членом экипажа. Нам интересен настрой, с которым человек приступает к тренировке, его ожидания, план действий, наличие опыта подобных тренировок. Ответы космонавтов помогают понять, что способствовало достижению результатов тренировки, какой этап оказался наиболее трудным, как распределялись роли в экипаже, на каком языке общались, как проводили досуг. Такая беседа позволяет узнать, как космонавты справлялись с усталостью и напряжением, какие работы, по их мнению, были выполнены наиболее успешно, как преодолевались трудности.
Ну а самый наш любимый помощник – это диагностическая модель профессиональных компетенций и работоспособности космонавтов. Это целая система поведенческих маркеров, дающая возможность разложить на молекулы и атомы увиденное в процессе тренировки.
Результаты февральских тренировок показали отличную психологическую готовность к действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой. Все экипажи были ориентированы на достижение поставленной цели, соблюдение заданной циклограммы. В экипажах сохранялся благоприятный психологический климат, отмечалась слаженная работа, конструктивный настрой и эффективное взаимодействие. Все участники тренировки остались довольны результатами своей работы, а также полученными практическими навыками экстремального выживания. Ну а какие рекомендации мы дали по взаимодействию в экипажах и по развитию индивидуальных навыков, мы оставим за кадром.
Тест от психологов ЦПК, который отвечает на вопрос: «Умею ли я работать в команде?»
Нужно проанализировать свою коммуникацию в рабочем коллективе и отметить те маркеры поведения, которые характерны лично для вас:
Поведенческий признак (маркер) |
Делаю |
Не делаю |
Управляю эмоциональными состояниями (своими и других людей) |
|
|
Делюсь интересными идеями, собираю мнение других по текущим рабочим проблемам и задачам |
|
|
Способствую разрешению конфликтов и спорных вопросов в коллективе |
|
|
Поощряю атмосферу сотрудничества, доверия и открытости собственными действиями |
|
|
Объясняю другим важность достижения результата |
|
|
Мотивирую коллег на командную работу |
|
|
Всегда нахожу эффективные методы коммуникации |
|
|
Конструктивно критикую, ищу варианты решений |
|
|
Общая сумма по индикаторам |
|
|
У Вас 6 и более проявленных поведенческих признаков? Вы отличный командный игрок с эффективной коммуникацией.