14 октября один из самых харизматичных действующих космонавтов «Роскосмоса» Сергей Кудь-Сверчков отметил 3-летнюю годовщину своего первого полета в космос. Какое кино стоит посмотреть будущим покорителям Марса и Вселенной, где наши Илоны Маски, как не потерять мотивацию на пути к мечте — об этом и многом другом накануне выхода в свет четвертого сезона сериала «Ради всего человечества» Сергей рассказал ивент-менеджеру и популяризатору космонавтики Дмитрию И. Сараеву.
Сергей, как вы думаете, что сегодня нужно сделать, в каком проекте принять участие, чтобы стать такой же суперзвездой Земли, как Юрий Гагарин или Элвис Пресли?
Считаю, что космонавты, включая и Юрия Алексеевича Гагарина, летали и летают в космос не для того, чтобы прославиться. Популярность для космонавтов — это следствие основной деятельности и, скорее, дополнительная нагрузка. Во-первых, и здесь — это абсолютно точно, нужно быть профи в своем деле. А стать личностью такой величины, как названные выше люди, можно, только если посвятить жизнь любимому делу и целиком раствориться в нем. Мимолетная популярность не способна оставить имя человека в анналах истории.
Наверняка космонавты лучше других знают о будущем. В каких отраслях науки, техники или, может, культуры землянам стоит ожидать прорывов в ближайшие десятилетия?
Сейчас сложно точно что-то определить — мир развивается невероятными темпами. Тем более, я не визионер. Мне, честно, не совсем понятно, какая отрасль станет прорывной и заметной. Открытия делаются постоянно и в разных областях, и необязательно заметно для масс. Сейчас большими скачками вперед идет IT-сфера, искусственный интеллект. Активно развивается космическая отрасль по всему миру, появляются частные космические компании. Может, кто-то изобретет новый способ передвижения в пространстве, более эффективный, чем ракетный двигатель — да, это будет прорыв. Кто-то придумает способы эффективного получения и хранения энергии. А кто-то изобретет вакцину или другие способы лечения онкологии или СПИДа, которые все ждут. Но опять же — всего этого достичь невозможно, если ты годами не работаешь над вопросом не являешься признанным специалистом в соответствующей области… Про искусство и культуру говорить еще сложнее — они развиваются по своим закономерностям. Зачастую шедевры приобретают свою ценность спустя многие годы после их создания. Десятилетия — это слишком большой срок, чтобы что-то предсказывать.
Знаю, что одно из главных испытаний для космонавта — дождаться своего первого полета. Как психологически справиться с этим? Ведь, бывает, ждать (как, например, вам) приходится более десяти лет, а некоторые ваши коллеги и вовсе никогда не взлетают…
Заранее никто тебе не говорит, если уж ты решил стать космонавтом, то, по-хорошему, должен уметь справляться с любой ситуацией! И в части стрессоустойчивости, я думаю, здесь самую большую роль играет отбор. Многие спрашивают, как мы справляемся со стрессом, как сохраняем мотивацию, как переживаем нагрузки? Признаюсь, лично у меня не было моментов, когда возникала мысль, что это не мое, что я устал или думал «сколько можно ждать?!» То есть ты понимаешь, что если хорошо подготовлен, достаточно терпелив и следишь за собой, за своим здоровьем, постоянно учишься — ты все равно своего полета должен дождаться. Это игра ва-банк, можно сказать! Годы идут, кто-то из коллег, друзей из других отраслей реализуется, растет. А ты тренируешься для того, чтобы выполнить минимум один космический полет. День за днем, год за годом. И думаю, большинство космонавтов сохраняет высокую мотивацию и упорство от природы, потому что они сами такие по натуре.
Полная версия интервью по ссылке: https://srsly.ru/article/show/33006/