Сегодня Олег Новицкий, командир основного экипажа предстоящей экспедиции посещения МКС, выполнил тренировку по ручным режимам управления кораблем. Эти навыки необходимы при сбое в автоматической работе систем космического аппарата.
«Уровень подготовки в ЦПК очень высок и серьезен, потому что автоматика имеет свойство отказывать, – рассказал Олег Новицкий. – На этих занятиях мы отрабатываем все нештатные ситуации, которые могут произойти на этапе сближения со станцией. Космонавт должен быть готов перейти на ручное управление, чтобы выполнить программу полета и спасти экипаж».
Как правило, ручное управление кораблем осуществляется вместе с бортинженером, но в экипаж ЭП-21, кроме профессионального космонавта, входит участник космического полета и астронавт, отправляющийся на орбиту по программе перекрестных полетов. Поэтому переход на ручной режим и работу в нем командир экипажа осуществляет в одиночку.
В соответствии с задачами предстоящей экспедиции Олег Новицкий отработал четыре сценария ручного причаливания. В каждом из них инструкторы вводили нештатную ситуацию, из-за которой космонавт должен «перейти» из автоматического режима полета на самостоятельное управление кораблем.
Одной из таких неисправностей стал сбой в работе системы «Курс» на дальности менее 15 м от станции. Корабль сильно отклонился от оси стыковочного узла, в этом случае стыковка невозможна – произойдет столкновение со станцией. Космонавт распознал и идентифицировал нештатную ситуацию, перешел в ручной режим управления кораблем и успешно выполнил причаливание.
Навыки ручного режима управления кораблем на аналогичной тренировке сегодня отработал и командир дублирующего экипажа ЭП-21 Иван Вагнер.