Во время проведения НИР «Созвездие-ЛМ» сотрудники ЦПК оценивают, как условия космических полётов влияют на операторские качества испытуемых: способность человека двигаться, управлять техникой, выполнять различные задачи. Чтобы собрать статистику, космонавты участвуют в ряде тренировок, в том числе по управлению транспортным средством перед полётом и после возвращения с орбиты, а специалисты оценивают динамику изменений их операторских качеств.
В рамках такой тренировки Алексей Овчинин, находясь в скафандре «Сокол», «за рулём» ровера прошёл маршрут по специальной трассе. Он выполнил развороты, осуществил парковку и другие задачи, например, подъезжал к макету и включал «прибор», забирал груз и т.д. Максимальная скорость передвижения транспортного средства – 4-5 м/с, управлял им космонавт с помощью джойстика и аппаратуры.
В процессе тренировки регистрировались время прохождения трассы, расход электроэнергии, количество управляющих воздействий, скорость передвижения и допущенные оператором ошибки. После тренировки проводится анализ выполненной работы и оценка качества управления движением транспортным средством.
– Мы не задаём стандарты, каждый космонавт вырабатывает свою тактику и стратегию прохождения маршрута, исходя из своих возможностей и ощущений. Кто-то из них пытается проехать быстрее, но при этом может совершить ошибки, а другой, наоборот, выбирает вариант как можно аккуратнее пройти трассу за счёт потери во времени, – пояснил П.П. Долгов, заместитель начальника управления ЦПК по научно-исследовательской и испытательской работе.
Собранные данные изучают специалисты: они оценивают работу космонавтов и сравнивают параметры, полученные во время цикла тренировок. Например, для Алексея Овчинина она восьмая по счёту, следующая будет уже после его возвращения из космического полёта.
Алексей Овчинин сейчас проходит подготовку в качестве основного члена экипажа 72-й длительной экспедиции на МКС. Старт намечен на сентябрь 2024 года.