В начале ЭКТ члены основного экипажа – это космонавты Алексей Овчинин и Иван Вагнер осмотрели «станцию», на которой им предстояло провести рабочий день, и провели конференцию с Землёй. В условиях реального космического полёта именно так начинается каждое утро на МКС.
Затем космонавты приступили к выполнению других задач, прописанных в циклограмме. Ежедневно на борту им предстоит выполнять научные эксперименты, при необходимости, заниматься ремонтом, устанавливать аппаратуру, производить фото и видеосъёмку.
Среди задач на ЭКТ у Алексея Овчинина и Ивана Вагнера была работа по контролю микросферы среды обитания. Также экипаж занимался заправкой и обслуживанием системы хранения воды «Родник». В циклограмме бортинженера И. Вагнера было задание по дистанционному зондированию Земли в рамках эксперимента «Ураган». А. Овчинин провёл эксперимент «Сценарий» по наблюдению и фотосъёмке земной поверхности.
После обеда космонавты и астронавт записали совместный ТВ-репортаж и передали его на Землю. Дональд Петтит во время ЭКТ продемонстрировал экзаменационной комиссии бытовые навыки проживания на российском сегменте станции: включение освещения, подготовка и разогрев обеда, пользование туалетом, работа с форматами российского управляющего лэптопа и с люками РС МКС. Астронавт также провёл конференцию со студентами.
Помимо штатной работы, экипаж в течение всего рабочего дня парировал различные нештатные ситуации. Сначала пропала связь между российским и американскими сегментами МКС, но космонавты вовремя распознали проблему. Затем отключилась система обеспечения кислородом «Электрон», Алексей Овчинин устранил эту неполадку. Также произошла потеря связи лэптопа с центральной вычислительной машиной, возникли проблемы с туалетом.
А в финале экзамена на российском сегменте МКС инструкторами была задана аварийная нештатная ситуация – случился пожар. Экипаж убедился, что возгорание невозможно ликвидировать, загерметизировал опасный отсек с помощью люков, доложил о ситуации на Землю и переместился в сторону корабля, чтобы иметь возможность оперативно покинуть станцию.
А дублирующий экипаж МКС-72 в составе Сергея Рыжикова, Алексея Зубрицкого и Джонни Кима вытянул билет, по которому выполнял двухвитковую схему сближения транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз» с Международной космической станцией, ручное причаливание к станции.
Кроме того, среди нештатных ситуаций были: ложное срабатывание автоматики системы обеспечения жизнедеятельности на этапе выведения корабля; отказ сигнализаторов давления двигателей на этапе причаливания, что привело к ручному причаливанию к МИМ1. Далее произошёл отказ датчика стыковки после причаливания, по этой причине экипажу пришлось вручную выполнять стягивание.
Также экипаж выполнил расстыковку корабля с МКС. На этом этапе пришлось бороться с разгерметизацией пневмосистемы комбинированной двигательной установки по высокому давлению – эта ситуация приводит к тому, что экипаж должен выполнять срочный спуск.
Но при выполнении срочного спуска не включились приборы инфракрасного построения вертикали основной и резервный. Из-за этого экипаж вынужден был построить ориентацию на торможение вручную для выполнения спускового манёвра. После разделения произошёл отказ в трёх каналах крена измерителя угловой скорости, это привело к необходимости выдать команду на резервный баллистический спуск.
В ходе ЭКТ экзаменационная комиссия оценивала не только знания и практические навыки экипажей, но и уровень их взаимодействия между собой и с Землёй. Космонавты и астронавты показали отличные результаты во время первого дня экзаменационных тренировок. Завтра испытания продолжатся.