Сегодня, 14 февраля 2025 года, в ЦПК имени Ю.А. Гагарина космонавты Сергей Рыжиков и Алексей Зубрицкий, члены основного экипажа МКС-73, выполнили экзаменационную тренировку по ручному управлению транспортным грузовым кораблём (ТГК) «Прогресс МС» в телеоператорном режиме управления (ТОРУ). Их работу оценивала комиссия, состоящая из представителей Центра подготовки космонавтов и РКК «Энергия».
Космонавты выбрали экзаменационные билеты и по традиции расписались на конвертах. Затем экипаж занял рабочие места на тренажёре «Телеоператор» и начал подготовку к тренировке, открыв бортовую документацию на планшетах.
Во время выполнения тренировки каждый из членов экипажа выполнил по 4 режима стыковки к разным узлам на МКС. Это МИМ1 (малый исследовательский модуль «Рассвет»), МИМ2 (малый исследовательский модуль «Поиск»), узловой модуль «Причал» и служебный модуль «Звезда». Две стыковки произвели на свету, а в двух режимах – в тени. Экзаменационная комиссия под председательством В. Г. Корзуна наблюдала за действиями космонавтов и оценивала действия космонавтов.
Согласно программе полёта транспортные грузовые корабли причаливают и стыкуются с МКС в автоматическом режиме, но в случае нештатной ситуации экипаж переходит на ручное управление в режиме ТОРУ. Космонавты, находясь на борту МКС, дистанционно управляют кораблём, чтобы выполнить причаливание и стыковку к заданному узлу. Во время этого процесса могут возникнуть различные нештатные ситуации, которые необходимо парировать.
Например, во время выполнения одного из режимов на экзаменационной тренировке у Сергея Рыжикова и Алексея Зубрицкого пропало телевизионное изображение, то есть был потерян визуальный контроль за сближением объектов. Чтобы обеспечить безопасность, космонавты выполнили отвод «грузовика» от станции. В другом режиме произошёл отказ ручных средств управления, и экипаж перешёл на резервное питание, восстановив их работоспособность.
Важно помнить, что ручное управление в режиме ТОРУ – это последний резерв для выполнения причаливания и стыковки ТГК с МКС. Если экипаж не сможет выполнить ручное управление, то корабль будет потерян.
Каждый из космонавтов сумел определить нештатную ситуацию и справиться с поставленной задачей, заслужив от специалистов оценку отлично.