Вода используется на борту МКС не только для питья, но и для обеспечения жизнедеятельности экипажа и функционирования систем станции, например, «Электрона», а также для гигиенических нужд. Вода — это необходимый компонент для восстановления сублимированных продуктов питания. На станции используются разные типы воды, и космонавту необходимо знать и понимать, какую воду в каких системах и для каких нужд использовать.
Одним из источников воды на станции является система «Родник». Она представляет две большие ёмкости по 210 литров с питьевой водой. Для пополнения запасов в этой системе вода доставляется на грузовых кораблях «Прогресс» в аналогичных ёмкостях. Грузовой корабль привозит воду, а освободившиеся ёмкости на нём используются для хранения урины. Вода в системе «Родник» — это аварийный запас на тот случай, если выйдет из строя система регенерации воды из конденсата атмосферной влаги СРВ-К2М.
С помощью СРВ-К2М экипаж получает питьевую воду из влаги, содержащейся в атмосфере, нагревает её и использует для приготовления горячей пищи. Атмосферная влага проходит несколько ступеней фильтрации до состояния дистиллированной воды, которую «приправляют» кальцием, магнием и серебром. Кальций и магний — не только для пользы, но и для вкуса, а серебро сохраняет воду свежей. Некоторые из космонавтов-иностранцев, проходивших подготовку в ЦПК, узнав на занятии об особенностях воды в СРВ-К2М, были поначалу шокированы: как, пить — это?.. Но стоило им разобраться в тонкостях системы и понять, что «бортовая» вода из конденсата не только не хуже привычной воды из крана, а даже лучше, потому что по химическому составу и качеству она соответствует природной артезианской, как все предрассудки рассеивались. Действительно, СРВ-К2М — настоящее устройство по превращению «мёртвой» воды в «живую».
За 10 лет эксплуатации станции с помощью системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги СРВ-К2М было получено более 20 тонн воды. На станции стремятся к безотходному производству во всём, и благодаря этой системе было «сэкономлено» 9 «Прогрессов», если бы они были полностью загружены баками с водой!
«Прогресс» доставляет с Земли, помимо воды и других грузов, продукты питания для космонавтов. В начале экспедиций на МКС использовались только российские продукты. В настоящее время все международные партнеры вносят свою лепту в рацион питания космонавтов.
В основном это продукты сублимированной сушки. Продукты готовят, замораживают до температуры -27˚С и помещают в вакуум, чтобы испарить влагу из продуктов, минуя жидкую фазу. Сублимированные блюда, порционно расфасованные в пластиковые упаковки, можно довольно долго хранить, они занимают минимальный объём и мало весят. Раньше напитки и супы поставлялись на орбиту в алюминиевых тубах, но с началом длительных экспедиций им на смену пришли герметичные пластиковые пакеты. Пластиковая упаковка легче и компактнее алюминиевой, а это важное качество при транспортировке продуктов грузовыми кораблями — борьба идёт за каждый грамм груза и каждый сантиметр полезного пространства на корабле.
Продукты, которые доставляются на борт МКС и в металлических консервных банках, составляют большой перечень.
Упаковки с сублимированными продуктами
Во время занятий с космонавтами особое внимание специалисты отдела уделяют непростому искусству вскрытия упаковок с питанием и, как бы забавно это ни звучало, приёму пищи в невесомости и тонкостям космического столового этикета, в том числе международного.
Особое внимание при обучении уделяется правильному вскрытию консервных банок. Казалось бы, какое простое действие — но нет, нельзя забывать, что невесомость преподносит «сюрпризы». Открывая банку, космонавт прикрывает место прокола крышки салфеткой, чтобы капли жидкости, например соуса, не вылетели из банки и не разлетелись по всему модулю.
Инструктор по средствам обеспечения питанием Виктория Леговина показывает, как правильно вскрывать банки с питанием
Экипажи учатся разогревать консервные банки с питанием в специально сконструированных для этого подогревателях, заправлять пакеты с сублимированными продуктами через особые переходники от системы СРВ-К2М. При заправке пакетов с сублиматом космонавту нужно быть внимательным: если пакет не удержать, он может слететь с заправочного штуцера из-за давления, создаваемого системой, и обжечь руки космонавта; если неплотно закрыть кран, то попавшая на приборы и устройства вода может доставить немало неприятностей экипажу.
Инструктор по средствам обеспечения питанием Юрий Пасечник «заваривает чай»
Температура воды для восстановления продуктов, приготовления чая и кофе разная: +85˚ С или от +25˚ С до +42˚ С — смотря что у космонавта в меню. Горячую воду используют в основном для приготовления напитков, первых и вторых блюд, тёплую — для салатов и закусок. Чтобы пообедать, космонавт надрезает пакет по цветной линии, аккуратно наполняет требуемой порцией воды и встряхивает. Не важно, что в пакете — овощной суп-пюре, макароны с грибами или сок, — процесс «готовки» одинаков. Если всё сделать правильно, пакет можно безбоязненно переворачивать: двухслойная упаковка и специальный клапан заблокируют содержимое и не дадут ему вылиться.
«Стакан» чая
Как только блюдо приобретёт нужную консистенцию и будет готово, упаковка надрезается с противоположной стороны, и можно начинать обед!
В пакетах «подают» овощные супы и салаты, фруктовые соки, гарниры и некоторые мясные блюда. В консервные банки упакованы, например, тушёная свинина с перцем, лещ в остром соусе, мясо цыплят в белом соусе, судак по-польски, баранина с овощами, омлет с куриным мясом, азу, сыры, и список далеко не полон. Вообще меню для экспедиций на МКС весьма разнообразно. Мы заглянули в недельное меню и нашли, например, несколько видов супов — «Крестьянский», рассольник с мясом, борщ, харчо, рисовый суп, гороховый суп-пюре — и множество других. Из вторых блюд на обед у космонавтов бывают картофельное пюре, салат из свёклы, тушёные баклажаны с картофелем, говяжья поджарка с рисом и овощами — трудно поверить, но все эти кушанья восстанавливаются из сублимата. На десерт — творог с орехами (тоже сублимированный!), дробленая брусника, ирис, крекер или галеты, сухофрукты, сладкий миндаль, яблоки с орехами. По словам космонавтов, такой космический рацион им очень по вкусу. Все блюда приготовлены из экологически чистых продуктов, без красителей, консервантов, усилителей вкуса и запаха. Общая калорийность ежедневного рациона для каждого космонавта — 3 000 Ккал.
Обед готов!
Столовые приборы на МКС
«Обеденный стол» оснащён невиданным на Земле (впрочем, и не нужным нам здесь) специальным устройством — крошкоулавливателем, который не даёт крошкам со стола разлететься из-за невесомости по всей станции и ни в коем случае не попасть в дыхательные пути космонавтов. Ещё на столе есть особые ячейки для фиксации упаковок с питанием — 6 ячеек, по одной на каждого члена экипажа.
Может быть, упаковки и банки с едой несколько непривычны, и нужно специально учиться использовать их в невесомости, зато космонавтам точно не нужно мыть посуду — после приёма пищи «тарелки» и «чашки» просто выбрасываются.
После еды нужно обеспечить хранение пищевых и бытовых отходов. Они не должны разлагаться в замкнутом объёме станции. Для этого на МКС есть герметичные контейнеры бытовых отходов, которые, по мере их заполнения, загружаются в грузовой корабль, сгорающий после расстыковки со станцией в верхних слоях атмосферы.
Туда же отправляются контейнеры из ассенизационного санитарного устройства (АСУ). Этой системой космонавты пользуются, во-первых, по назначению, а ещё она предназначена для хранения отходов жизнедеятельности человека. АСУ — это одна из важнейших систем на МКС. Раньше, когда на МКС был единственный туалет в российском модуле, даже существовало правило: если он ломался, то прекращались остальные работы и все силы бросались на починку туалета. Сейчас есть ещё один туалет — на американском сегменте. Но в любом случае, если техника откажет, нужно производить срочный ремонт. А чтобы система не ломалась, нужно уметь правильно её эксплуатировать, понимать все происходящие в ней процессы и знать её конструктивные особенности.
Специалисты по «воде» и «питанию» на МКС — Юрий Михайлович Пасечник и Виктория Сергеевна Леговина.
Юрий Михайлович Пасечник — выпускник Калиниградского военно-авиационного технического училища. После выпуска он попал по распределению в морскую авиацию Черноморского флота. Там он служил на гидросамолётах Бе-12, занимал должность начальника группы обслуживания радиоэлектронного оборудования. В 2000 году Юрий Михайлович окончил ВВИА им. проф. Жуковского по специальности «инженер радиотехнического оборудования». После академии получил распределение в Центр подготовки космонавтов и переквалифицировался в специалиста по СОЖ.
Ю. М. Пасечник
В отделе СОЖ он «ведёт» системы водообеспечения, санитарно-гигиенического обеспечения, системы обеспечения питанием. Это одни из самых важных, глобальных направлений на МКС.
Виктория Леговина в 2008 году окончила Новочеркасский политехнический институт (в настоящее время Южно-российский государственный технический университет) по специальности «инженер автоматизированных систем обработки информации», она инженер-системотехник.
В. С. Леговина
После окончания института Виктория приехала на работу в Звёздный городок. Начинала свою работу она как младший научный сотрудник, сейчас Виктория — инженер отделения систем обеспечения жизнедеятельности, инструктор по системам жизнеобеспечения, обеспечения экипажа водой, санитарно-гигиеническими средствами и питанием. В преподавательской деятельности, как отмечает Виктория, нужен индивидуальный подход: «Все люди разные. Один космонавт на лекционных занятиях сидел, смотрел честными глазами, но было ощущение — не понимает. Потом пришёл на тренажёр, увидел «железо», потрогал его, взял отвёртку в руки — оказывается, всё он понял, всё знает!».
Любопытно, что Виктория имеет опыт работы журналистом и радио-диджеем на новочеркасском отделении радиостанции «Серебряный дождь».
Ни дыма, ни огня!
Следующая публикация о системах жизнеобеспечения на Международной космической станции будет посвящена рассказу о средствах пожаротушения и о тех, кто готовит космонавтов к борьбе с огнём на орбите.