Мы продолжаем рассказ о тех, кто готовит космонавтов к совершению полёта.
Профессия космонавта – сложная, но чрезвычайно интересная. В овладении ей каждому космонавту помогают сотни людей. Специалисты Центра подготовки космонавтов сопровождают кандидатов в космонавты и космонавтов на протяжении всего профессионального пути. Они всегда рядом: на земле – в залах тренажёров, учебных кабинетах, на разнообразных «выживаниях»; в воде – в гидролаборатории и на тренировках по действиям после приводнения; в воздухе – в полётах «на невесомость», во время лётной и специальной парашютной подготовки (СППК).
Этим летом группа кандидатов в космонавты набора 2010 года, для которых космическая карьера ещё в самом начале, успешно прошла этап СППК. Более 30 сотрудников ЦПК и смежных организаций обеспечивали тренировки и контролировали профессиональное развитие кандидатов в космонавты. Особенное внимание уделялось психологической подготовке.
Специальная парашютная подготовка космонавтов — это своего рода комплексный тренажёр для развития психологических способностей космонавтов как специалистов опасной профессии. СППК помогает формировать необходимые для деятельности в экстремальных условиях психологические качества: эмоциональную и нервно-психическую устойчивость, умение распределять и переключать внимания в условиях дефицита времени, способность преодолевать трудности, готовность к работе. Основной целью СППК является не только овладение будущими космонавтами техникой выполнения парашютного прыжка, но и их подготовка к надёжной работе в экстремальных условиях.
Кандидаты в космонавты должны не только овладеть мастерством прыжка с парашютом, не только на «пять баллов» выполнять все его элементы, но и справиться с дополнительным заданием. Получив задание, космонавт должен перераспределить своё внимание между управлением парашютом и решением поставленной задачи на прыжок. Дополнительное задание, как считают опытные парашютисты, не очень трудное, а вот выполнять его приходится в сложных условиях.
Все упражнения, взятые в комплексе — как сам прыжок, так и дополнительные задания — позволяют воссоздать состояние эмоционального стресса, которое является составляющим элементом психологического моделирования деятельности космонавта. Моделируемое состояние и задачи подобраны так, чтобы активизировать функции, которые необходимы для профессиональной деятельности космонавта: внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление.
Вопросами психологической подготовки и оценки профессиональной и психологической готовности кандидатов в космонавты и космонавтов к работе в экстремальных условиях на СППК-2011 занималась группа психологического обеспечения парашютной подготовки космонавтов в составе сотрудников отдела системных исследований проблем подготовки космонавтов ЦПК Ирины Баяновны Соловьёвой и Светланы Васильевны Андреевой. Ирина Баяновна Соловьёва — космонавт первого женского набора Отряда космонавтов, мастер парашютного спорта, выполнившая более 2 300 прыжков, кандидат психологических наук. Светлана Васильевна Андреева — младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, психолог по образованию.
День психологической группы начинается, как и у всех участников СППК, очень рано. В 7 часов утра психологи уже приступают к работе. Впереди — очередной прыжковый день. Нужно проверить все подготовленные диктофоны и карточки с заданиями, пообщаться с космонавтами, оценить их готовность к прыжкам. Перед началом прыжков один из участников группы психологического обеспечения едет на место приземления, чтобы наблюдать посадку парашютистов, беседовать с ними после выполнения задания и оценивать их реакцию на очередной прыжок. Второй участник остаётся на старте, куда вернутся парашютисты для подготовки к новому подъёму в небо и новому прыжку. Сразу после выполнения прыжка кандидаты в космонавты и космонавты передают диктофоны с репортажами психологам. Специалисты копируют свежую запись на компьютер и возвращают диктофон испытуемому. Пока он выполняет прыжок, его репортаж внимательно прослушивается и анализируется. Конечно, детальный анализ ещё впереди. При первом прослушивании задача психологов — оценить, как кандидат в космонавты или космонавт справился с заданием, как отреагировал на прыжок, насколько чётко и подробно вёл репортаж. К тому моменту, когда все участники СППК соберутся на разборе прыжков, психологи подготовят доклад о результатах очередного дня и рекомендации по содержанию заданий на следующий день.
Мы попросили И. Б. Соловьёву и С. В. Андрееву подробнее рассказать о работе группы психологического обеспечения СППК.
- Ирина Баяновна, с чего начиналась специальная парашютная подготовка космонавтов?
— СППК разрабатывалась в 80-х годах, когда Центр подготовки космонавтов превратился в НИИ ЦПК. Была поставлена задача научного обоснования специальных видов подготовки для космонавтов. До того вся подготовка космонавтов была ориентирована на подготовку лётчиков, в том числе была поставлена задача разработки методического обеспечения парашютной подготовки космонавтов для повышения её эффективности. В тот момент в нашем коллективе работало несколько профессионалов, мастеров спорта по прыжкам с парашютом — Сергей Александрович Киселёв, Геннадий Михайлович Колесников — и в то же время у нас был хороший контакт с сотрудниками Института психологии и Института авиационной и космической медицины. С их помощью разрабатывались и апробировались все положения и методические вопросы СППК.
— Расскажите, пожалуйста, о специальной парашютной подготовке космонавтов в 2011 году.
— Мы рассматриваем СППК как раздел психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях, в процессе которой развиваются не только морально-волевые свойства и самостоятельность действий, но и профессионально важные качества космонавтов, необходимые для работы в условиях реального стресса. К ним относится оперативная устойчивость, распределение и переключение внимания, работа в условиях дефицита времени, готовность к действиям в ситуации стресса. Основной методический подход проведения специальной парашютной подготовки — это введение дополнительного задания на всех этапах прыжка с парашютом. При первоначальном обучении в качестве дополнительного задания предлагается ведение репортажа на борту, при отделении от летательного аппарата и под куполом парашюта вплоть до приземления. Космонавт сообщает об окружающей обстановке, своих действиях, о том, что он видит и где собирается приземляться. Затем вводится репортаж на заданную тему. Мы даём различные профессиональные темы, например «я — космонавт-испытатель», «я — бортинженер». Это задание выявляет представления кандидатов в космонавты об их будущей профессии.
Следующим этапом усложнения является репортаж в свободном падении. По мере того, как космонавты учатся устойчиво падать, контролировать свои действия в свободном падении, они также ведут репортаж.
Далее даётся задание и на свободное падение — в виде решения «карточек». Это упрощённые психологические тесты или логические задачи. Для работы используются адаптированные психологические методики, например, «чёрно-красная таблица» (то есть набор цифр, которые нужно расположить в порядке возрастания (красные) и убывания (чёрные)) и методика «шкалы» — задание, в котором парашютисту нужно определить цену деления на изображённых циферблатах или шкалах и найти сумму 3 показаний. Когда мы разрабатывали этот этап подготовки, то столкнулись с проблемой: как представить парашютисту начальную, исходную информацию для решения задачи и как получить результат его работы. В итоге была разработана методика представления данных на «карточках», вскрываемых при отделении. В свободном падении космонавт должен решать задачу и «наговаривать» решение на диктофон, при этом обязательно нужно отслеживать текущую высоту падения и обеспечивать раскрытие парашюта на безопасной высоте. После раскрытия он проводит анализ своих действий в свободном падении. Дальше — как учили: вести репортаж об окружающей обстановке, строить расчёт захода на цель и обеспечить безопасное приземление.
Следующий этап — переход кандидатов в космонавты на новую купольную систему типа «крыло»-«Арбалет» — прошёл благополучно. Вся программа ими выполняется профессионально, грамотно. Они освоили прыжки с высоты четырёх тысяч метров с большими задержками раскрытия парашюта, научились решать задачи информационного поиска в свободном падении и вести репортаж на всех этапах прыжка с парашютом. И главное, они поверили в себя, в возможность целенаправленно работать в стрессовых условиях. Сложные задания освоены успешно. Программа СППК 2011 года выполняется полностью. Погода в Мензелинске благоприятная, условия тоже. Главное, работа по программе СППК организована профессионально грамотно. Инструкторы очень заботливо, очень внимательно и доброжелательно проводят подготовку космонавтов. Результат, конечно, будет.
— Светлана Васильевна, расскажите, пожалуйста, о работе группы психологического обеспечения на СППК.
— Велась следующая работа: динамическое наблюдение и целенаправленное общение; анализ репортажа на всех этапах прыжка с целью оценки состояния и работоспособности; обеспечение обратной связи для обучаемых по результатам прыжков на разборе каждого дня. Целью работы являлось развитие способностей и функциональных возможностей космонавтов в интересах повышения готовности к стрессу.
В своей работе мы использовали методологию психологического моделирования усложнённой деятельности, которая включает в себя реакцию эмоционального стресса в сочетании с активизацией необходимых интеллектуальных процессов и процессов восприятия. Используемая психологическая модель сложно-совмещённой деятельности позволяет управлять состоянием обучаемых путём повышения сложности дополнительного задания, оценивать их психическое состояние и качество выполнения задания
— Это Ваши первые парашютные сборы. Какие впечатления от СППК?
— Мне очень понравилось место проведения СППК, радушный приём и тёплое отношение сотрудников аэроклуба «Мензелинск». Восхищала работа инструкторов, и местных, и наших, их подход к работе с космонавтами и высокопрофессиональные навыки. На СППК чувствовались настоящий командный дух, сплочённость и ощущение большой дружной семьи. Очень порадовало отношение космонавтов к работе на парашютной подготовке — серьёзное, но воодушевлённое. Было заметно, что все нацелены на работу с отличными результатами.
Были самые добрые и искренние переживания и за обучаемых, и за инструкторов, чтобы они благополучно отработали программу, определённую на конкретный прыжок, и безопасно приземлились. Хотелось, чтобы молодые космонавты поверили в себя, научились работать в сложных условиях и, конечно, несмотря на неустойчивую погоду, справились с трудностями и успешно завершили программу.