По окончании пленарного заседания, посвященного торжественному открытию Космического форума-2011, журналисты имели возможность получить комментарии у организаторов и почетных гостей мероприятия. В беседе принимали участие представитель Европейского космического агентства, директор департамента «Астронавты и использование МКС» М. Целл, астронавт НАСА, директор по операциям НАСА в ЦПК им. Ю.А.Гагарина М. Поланский, член-корреспондент РАН, директор ГНЦ РФ–ИМБП РАН И.Б.Ушаков, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина С.К. Крикалёв, академик, вице-президент российской академии наук А.И.Григорьев.
Вопросы журналистов касались современной системы подготовки экипажей, качеств, которыми должен обладать космонавт в настоящее время.
«С развитием цивилизации, с момента первого полета человека в космос наука сделала большой шаг вперед, результатом которого являются длительные космические полеты на постоянно обитаемую Международную космическую станцию. В связи с этим усложнились задачи, стоящие перед космонавтами, увеличились требования к их здоровью. Покорителям космоса необходимо обладать весьма обширными знаниями в разных областях. Если от начала подготовки до первого полета человека в космос проходил всего год, то теперь подготовка непосредственно к космическому полету длится от 1,5 до 2-х лет», − ответил С.К. Крикалёв.
«Объем знаний, которыми должен обладать человек, готовящийся к полету в космос, очень обширен. Развитие космической отрасли позволяет нам больше узнавать о человеке и его возможностях. Усложнение космических программ и задач позволяет получить опыт во многих научных и технических областях», − добавил А.И. Григорьев.
Представители американского и европейского космических агентств на вопрос о том, когда же мы сможем отправиться за околоземную орбиту и освоить Луну, Марс и другие планеты, рассказали о своих планах реализации таких проектов. В частности Марк Поланский сказал: «Решение таких задач напрямую связано с продолжением международного сотрудничества и перспектив использования МКС, как отправного пункта для реализации полетов на более дальние расстояния».
Член-корреспондент РАН, директор ГНЦ РФ–ИМБП РАН И.Б.Ушаков добавил: «В вопросе освоения других планет очень важен проект «Марс 500». Те знания, которые будут получены в результате этого эксперимента, могут быть основой для полетов на длительные периоды. Когда это произойдет, к сожалению, мы не знаем. Но, несомненно, этот проект позволит выявить психофизические параметры человека, протестировать систему жизнеобеспечения, определить возможность воспроизводства растений и других веществ в условиях длительного пребывания в ограниченном пространстве», − пояснил Ушаков.
Завершающий вопрос журналистов был адресован С.К. Крикалёву. Его попросили прокомментировать возможность освоения Луны, окололунного пространства, создания лунных пилотируемых комплексов и лунных баз (эта тема была затронута в докладе Центра подготовки космонавтов «Пилотируемые полеты: от Ю. А. Гагарина к МКС и к полетам в дальний космос»).
«При существующем уровне развития науки и техники в перспективе Луна может стать площадкой для отработки технологий освоения Марса и выполнения других пилотируемых полетов в пределах Солнечной системы. Основным требованием подготовки пилотируемых экспедиций на Луну или Марс является обеспечение безопасности экипажа, для которого необходимо учитывать ряд особенностей. Например, для Луны это: отсутствие атмосферы, повышенная радиация, перепад температур, для Марса: значительная удаленность от Земли, необходимость использования мощных энергоустановок, возможно ядерных, бактериологическая опасность.
Интересные данные получены с японского КА «Кагуйя», обнаружившего отверстия на поверхности Луны диаметром 65 м и глубиной до 100 м. Если на Луне когда-то происходили вулканические процессы, то эти отверстия могут быть входами в лавовые туннели. Если в таком туннеле разместить жилые и рабочие отсеки, то можно надежно защититься от воздействия радиации и решить, таким образом, одну из важнейших проблем жизнеобеспечения на Луне. Температура внутри туннеля при толщине свода 1-2 м может быть стабильной и составлять от –30 до –40°С. Это тоже немаловажно для жизнеобеспечения.
Возможно несколько способов создания лунной базы в лавовом туннеле. На наш взгляд, наиболее эффективным и безопасным было бы использование надувных конструкций для формирования основных жилых и рабочих отсеков лунной базы. Оптимальным можно было бы считать освоение таких туннелей, где размещение и наддув модулей могли бы быть выполнены роботами при минимальном участии космонавтов или вовсе без него. На долю космонавтов могли бы быть возложены такие функции, как их расконсервация, монтаж, приведение в рабочее состояние служебного, научного и бытового оборудования», – пояснил начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.