Пресс-секретарь ЦПК Ирина Рогова: Добрый день! Хочу представить Вам экипаж 29/30-й длительной экспедиции на МКС: Антон Шкаплеров, космонавт Роскосмоса (Россия) – командир ТПК «Союз ТМА-22», бортинженер МКС; Анатолий Иванишин, космонавт Роскосмоса (Россия) – бортинженер ТПК «Союз ТМА-22», бортинженер МКС; Дэниел Бёрбэнк, астронавт НАСА (США) – бортинженер-2 ТПК «Союз ТМА-22», бортинженер МКС-29, командир МКС-30. Дублирующий экипаж: Геннадий Падалка, космонавт Роскосмоса (Россия) – командир ТПК «Союз ТМА-22», бортинженер МКС-29, командир МКС-30; Сергей Ревин, космонавт Роскосмоса (Россия) – бортинженер ТПК «Союз ТМА-22», бортинженер МКС; Джозеф Акаба, астронавт НАСА (США) – бортинженер-2 ТПК «Союз ТМА-22», бортинженер МКС. О решении, принятом Межведомственной комиссией, доложит начальник ЦПК С.К. Крикалёв.
Начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» Сергей Крикалёв: Только что прошла межведомственная комиссия по определению готовности экипажа к космическому полету. Многие из вас были на комплексных экзаменационных тренировках, после которых такая комиссия обычно проводится в течение нескольких дней, и экипаж приступает к очередному этапу подготовки уже на космодроме Байконур. Сейчас получилась некоторая задержка, связанная с аварией грузового корабля «Прогресс». Из-за необходимости окончательно разобраться в причинах произошедшего нужно было время. Запуск был перенесен на 14 ноября. По результатам заседания комиссии экипажу, прошедшему первый этап подготовки, дана рекомендация приступить к окончательному этапу подготовки на космодроме Байконур. Как вы знаете, на Байконуре подготовка к полету, в том числе и по научной программе, продолжится.
Начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» С. Крикалёв
Вылет на космодром планируется 31 октября. Предвосхищая вопросы про особенности подготовки, замечу, что в связи с переносом пуска корабля у экипажа, который сейчас находится на МКС, получилось небольшое продление смены, всего лишь на неделю. Время, которое экипажи МКС 28/29 и МКС 29/30 проведут вместе, немного сократилось. До отлета на Байконур экипаж проходил дополнительную подготовку по пересменке с находящимся на борту МКС экипажем. У него была возможность пообщаться с недавно летавшими экипажами: с теми, кто вернулся из предыдущего полета, и с теми, кто летал две экспедиции назад, для того, чтобы в голове составить более полную картину. Мы старались акцентировать внимание на процедуре передачи смены. В режиме короткой пересменки нет ничего необычного и удивительного, у нас он был на протяжении многих лет. Точно так же и я принимал смену, проведя на борту всего несколько дней.
Елена Зубцова, «ИТАР-ТАСС»: Поздравляю с наконец-то определившейся датой полета. Вопросы традиционные: о ваших талисманах и о том, будут ли вас провожать близкие на Байконуре? Какие сувениры и памятные вещи вы берете с собой в космос?
Антон Шкаплеров: По существующей традиции мы берем с собой небольшие талисманы. Я беру маленькую игрушку, которую приготовила моя младшая дочь (ей 5 лет) – так называемый индикатор невесомости. Этот индикатор мы на старте, на Земле, подвешиваем на веревочку, прямо за люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком. В тот момент, когда начнется невесомость, примерно через 10 минут после старта, он начнет парить. Так мы поймем, что старт прошел удачно и мы уже находимся в космосе. Индикатор невесомости – это маленькая птичка, игрушка из популярной игры на современных телефонах «Энгри Бёрдс» («Angry birds»). Эта маленькая красная птичка – интересная веселая игрушка, которая понравилась моей дочери. Она попросила взять в полет именно ее – и обязательно вернуть! (Улыбается.)
Антон Шкаплеров, космонавт Роскосмоса
Мне представилась возможность взять с собой на орбиту небольшую икону, которую мне вручили в Севастополе, в Херсонесе (сегодня это один из районов Севастополя), где находится Владимирский собор. Это место знаменито тем, что, по преданию, там в свое время был крещен правитель Киевской Руси Владимир. Можно сказать, что там зародилась наша православная вера. Настоятель Владимирского собора Сергий дал икону для того, чтобы она стартовала с нами, на корабле, находилась на МКС в течение экспедиции и вернулась домой. Я ее обещал вернуть.
Анатолий Иванишин: Думаю, Антон не будет возражать против того, чтобы мы пользовались его индикатором невесомости. Моему сыну 18 лет, и игрушки, в которые он играет, к сожалению, очень тяжелые, в качестве индикатора невесомости их с собой не возьмешь! (Улыбается.) С собой я возьму фотографии и символику организаций, в которых я учился и работал.
Сергей Крикалёв: Игрушка – это индикатор не только невесомости, но и перегрузок. Если кто-то из вас имел возможность видеть, как качается игрушка в полете, то знает, что по частоте ее колебаний можно определить перегрузку и заметить ее изменение – например, после отделения одной ступени и в начале отделения следующей. Игрушка первой сообщает, что все идет нормально: ее нить натягивается и начинает медленно раскачиваться в соответствии с перегрузкой.
Дэниел Бёрбэнк: По-моему, это очень хорошая традиция. Я собираюсь брать с собой фотографии всех своих близких, родных и друзей. Они будут воплощением тех людей, которых я люблю и хочу всегда видеть перед собой. Я повешу фотографии и эмблемы предыдущих экипажей у себя в каюте, чтобы в мыслях быть с теми, кто думает и заботится обо мне на Земле.
Дэниел Бёрбэнк, астронавт НАСА
Сергей Вальченко, «Интерфакс АВН»: Вопрос к Сергею Крикалёву: когда восстановится пребывание шестерых человек на борту МКС на постоянной основе? Сейчас в связи с произошедшими событиями экипаж состоит из трех человек.
Сергей Крикалёв: Три человека на борту МКС будет не все время. Сейчас так произошло из-за того, что сдвинулись два старта – не только этот, ноябрьский, но и следующий, декабрьский. Раньше у нас всегда было по три человека на борту. Сначала один экипаж улетал со станции, приземлялся, а потом стартовал следующий. В этот раз перерыв между стартами очень небольшой. Ребята после приземления экипажа Сергея Волкова, Майкла Фоссума и Сатоси Фурукава будут летать до декабря втроем, а в декабре к ним придет следующий экипаж. Восстановление численности экипажа до 6 человек запланировано на вторую половину декабря.
Алексей Песляк, «РИА Новости»: У меня два вопроса. Первый – к начальнику ЦПК, второй – к основному экипажу. В пресс-релизе написано, что полет экипажа будет продолжаться 124 суток. Как правило, продолжительность полета бывает несколько больше. Это сокращение связано со сдвигом графика полета? Вопрос к членам основного экипажа: у вас очень большая программа экспериментов, – какие из них, по вашему мнению, наиболее интересны?
Сергей Крикалёв: Сокращение длительности полета связано с тем, что ребята стартуют немного позже, чем было запланировано первоначально. Для того, чтобы вернуться к утвержденному ранее графику работы МКС, пришлось сократить длительность их полета.
Антон Шкаплеров: С моей точки зрения, экспериментов довольно много – около пятидесяти на каждого члена экипажа. Всего их получается около двухсот. Мне кажется, один из наиболее интересных экспериментов – эксперимент «Чибис», в котором используются ресурсы отработавшего грузового корабля «Прогресс». Расскажу об эксперименте подробнее. «Прогресс» стыкуется со станцией. Выполнив свою миссию, он отстыковывается и сгорает в плотных слоях атмосферы. Перед расстыковкой мы устанавливаем вместо стыковочного узла специальный контейнер, в котором будет находиться спутник. После этого корабль отстыкуется от станции, он наберет еще около 100 километров к высоте, так, чтобы расстояние до Земли составляло около 500 километров. Далее в автоматическом режиме спутник будет отстрелен, и впоследствии он будет вращаться вокруг Земли. Это всего лишь второй эксперимент такого рода. Прежде использовался маленький спутник, теперь спутник намного больше и имеет больше возможностей. Наша задача – аккуратно и очень точно все подготовить и провести эксперимент, чтобы все процессы шли по плану, начиная с расстыковки и далее.
Анатолий Иванишин: Спутник будет установлен в пристыкованном положении транспортного корабля. После штатной расстыковки корабль поднимет орбиту, и спутник «выйдет».
Из всех экспериментов, которые мы планируем провести, я выделяю медико-биологический эксперимент «Типология». Чем он интересен? В нем космонавт является не активным исследователем, а объектом исследования. Эксперимент проходит в два этапа: первый – на Земле, второй – в космосе. Эксперимент проводится для того, чтобы определить особенности того или иного оператора. В процессе исследования космонавту делают энцефалограмму. Он должен выполнять специальные задания, часть из которых является компьютерными играми. Во время первого этапа отработки этого эксперимента я вспомнил, что первый и последний раз я играл в компьютерные игры в 1997 году – тогда я купил свой первый компьютер, на котором оказалась установлена игра… и в течение двух суток с небольшими перерывами на сон я гонял монстров по подземелью! (Улыбается.) Ситуацию спас мой сосед. Он зашел ко мне «прочитать» свою дискету и заразил мой компьютер вирусами. Так еще в 1997 году я понял, что я человек азартный, и с тех пор в компьютерные игры не играл. Здесь же, во время эксперимента, у меня не было выбора. Я понял, что опять втягиваюсь. Хотя тут игры были не кровожадные, тем не менее, спортивный интерес все равно возник. Каждый раз ты хочешь набрать все больше и больше очков. Представьте, что в силу служебных обязанностей работодатель отправляет вас в компьютерный зал – с видом на планету Земля! (Улыбается.)
Дэниел Бёрбэнк: Как уже сказали ребята, у нас будет несколько сотен различных научных экспериментов. На мой взгляд, один из самых интересных, хотя и не самый радостный и приятный, – это изучение того, как влияет невесомость на организм человека. Эти исследования проводятся для того, чтобы впоследствии их результаты можно было применить на Земле и понять, как меняется организм. Одни эксперименты исследуют сердечную деятельность, другие функциональную работоспособность человека. Из-за того, что люди приспосабливаются к длительному пребыванию в невесомости, организм меняется. Мне очень приятно знать, что исследования организма, которые мы проводим в космосе, в дальнейшем пригодятся людям на Земле.
Алексей Поляков, «ТВЦентр»: Вопрос к российским членам основного экипажа. В пресс-релизе написано, что это ваш первый полет. В детстве все мечтали стать космонавтами. Вы чувствуете, что ваша мечта наконец сбывается?
Антон Шкаплеров: Мой путь в космонавты был не таким быстрым, но по космонавтским меркам он достаточно недолгий. Для нас полет – это очередной шаг в карьере. Не могу сказать, что сейчас я что-то чувствую… Может быть, на Байконуре, когда мы увидим свою ракету, внутри что-то «кольнет». Оглядываясь назад, понимаешь, как долго ты шел к цели. Скоро мне будет 40 лет, я встречу день рождения в космосе. Когда я увижу в иллюминатор нашу необъятную планету, я скажу: «Да, моя мечта сбылась!»
Анатолий Иванишин: Я боюсь вас разочаровать, но в детстве я мечтал стать летчиком. Тем не менее, я вспоминаю один момент – урок этики и психологии семейной жизни в 11-ом классе. Каждого мальчика посадили с девочкой, и паре было дано задание: создать семейный бюджет. Все мои одноклассники прямо сказали, что они будут инженерами, врачами и учителями, а я сказал, что буду космонавтом, и поставил себе зарплату в 10 раз больше, чем у инженера. Так наш «семейный бюджет» сошелся очень легко! (Смеется.)
Анатолий Иванишин, космонавт Роскосмоса
Ирина Рогова: В связи с тем, что российские космонавты полетят в космос впервые, приглашаем выступить спортивного комиссара Федерации космонавтики Николая Борисовича Бодина с традиционным предложением и подарком.
Николай Бодин: Прежде всего, примите поздравления с успешным окончанием подготовки к предстоящему полету от президента Федерации космонавтики В. В. Коваленка. В соответствии с действующими правилами Международной аэронавтической Федерации (ФАИ) космонавту, который готовится выполнить свой первый космический полет, выдается удостоверение международного образца ФАИ. Такие удостоверения были подготовлены Федерацией космонавтики России для космонавтов Антона Николаевича Шкаплерова и Анатолия Алексеевича Иванишина. Эти удостоверения я хочу вручить сейчас: № 135 для Антона Шкаплерова и №136 для Анатолия Иванишина. (Аплодисменты.) Свои удостоверения Антон и Анатолий возьмут с собой, они будут рядом с космонавтами в течение всего космического полета. Отмечу, что в удостоверениях, которые имеют международное значение, на последней странице на пяти языках изложена настоятельная просьба оказывать содействие космонавтам в различных ситуациях. В качестве напутствия скажу: «450 километров вам под бортом корабля!»
'
Сергей Крикалёв: Это единственный удостоверяющий личность документ, который мы берем с собой в космос. Ни паспортов, ни других документов у нас в полете нет. Такое же удостоверение получал и я перед своим первым полетом в космос, оно летало со мной шесть раз.
Алисса де Карбоннель, «Рейтер»: Дэниел, это будет Ваш первый полет после завершения работы программы «Спейс Шаттл» и, кроме того, это первый полет на российском космическом корабле «Союз» после аварии «Прогресса». Как вы думаете, какие уроки из произошедшего можно извлечь?
Дэниел Бёрбэнк: Космический полет не такая простая штука. Все очень сложно. Нужно все до мелочей продумать и подготовить. После трагедий с шаттлами «Колумбия» и «Челленджер» были отработаны различные нештатные ситуации, космические корабли совершенствовались, и следующие полеты стали более надежными. То же самое будет с «Союзами»: они станут более надежными. Я рад, что нам выпал шанс доказать, что мы сможем принять участие в улучшении всего процесса подготовки к полету. А еще я очень рад, что лечу в космос в таком замечательном экипаже ,с моими друзьями.
Как уже говорилось, у нас будет короткая пересменка (всего пять дней вместо обычных двух или четырех месяцев), и последние шесть недель мы проводим видеоконференции с действующим на борту МКС экипажем. Мы постоянно с ними на связи. Ребята – Антон и Анатолий – постоянно общаются с Сергеем Волковым, спрашивают, как ситуация на борту, задают интересующие их вопросы. Я постоянно разговариваю с Сатоси Фурукава и Майклом Фоссумом, чтобы узнать, как дела на борту американского сегмента. Сейчас мы чувствуем огромную ответственность и, возможно, намного больше узнаем, чем если бы у нас была стандартная пересменка.
Елена Зубцова: Дэниел, вы впервые летите на российском корабле «Союз». Какие впечатления от корабля? В чем различие и сходство подготовки к полету на шаттле и «Союзе»?
Дэниел Бёрбэнк: Для меня полет на космическом корабле «Союз» сравним с поездкой на спорткаре, а полет на шаттле – с многоместным пассажирским автобусом дальнего следования. Мне очень интересно! Я рад, что у меня будет возможность сравнить.
Владимир Ковган, «Флаг Родины»: Во время вашего полета у Международной космической станции будет маленький юбилей – 75 000 витков вокруг Земли. Собираетесь ли вы отметить это событие?
Антон Шкаплеров: Мы отметим это по-своему, по-космически: соберемся вместе за праздничным столом, нальем себе чаю, достанем каких-нибудь вкусняшек, консервов, которые прибывают на станцию в бонус-контейнерах. Если будет возможность, передадим привет тем, кто строил эту станцию и продолжает работу над ней, тем, кто готовит космонавтов, самим космонавтам – и, тем, кто уже побывал в космосе, и тем, кому полет только предстоит в будущем. И, конечно, всем жителям Земли!
Сергей Вальченко: У меня вопрос к Геннадию Падалке. Как опытный космонавт, какие советы Вы давали своим коллегам, которым впервые предстоит полететь в космос?
Геннадий Падалка: Мы всегда готовы помочь ребятам и советом, и делом, и собственным примером. Я очень много беседовал с Антоном не только до начала подготовки в составе дублирующего экипажа, но и раньше. Они смогут полностью рассчитывать на нашу поддержку на Байконуре. Мы желаем им успешного полета. Наш полет еще впереди.
Геннадий Падалка, космонавт Роскосмоса
Сергей Крикалев: Подготовка к полету – это достаточно длительный процесс, не недели и не месяцы. На протяжении всей подготовки, до самого старта, ребята получают необходимые знания и навыки. Даже в промежутках между занятиями, за чашкой чая, общаясь с опытными космонавтами, можно узнать много полезной информации.
Виктория Чивилёва, «Подмосковье» (г. Лосино-Петровский): Как звучат ваши позывные и почему вы их выбрали?
Антон Шкаплеров: Наш позывной – «Астрей». В мифологии это один из титанов, который создал звездное небо. Он буквально рассыпал звездочки по небу, которое было пустым.
Геннадий Падалка: Наш позывной – «Альтаир». Я уже летал с ним трижды, и экипаж не против полететь с ним вновь.
Алисса де Карбоннель: Как было сказано ранее, вы часто общаетесь с экипажем, который сейчас находится на борту. Какой самый запоминающийся совет вам дали ваши коллеги, выполняющие сейчас полет?
Антон Шкаплеров: У нас действительно очень плотная работа с экипажем, который находится сейчас на МКС. Они дают нам самые разнообразные советы: от обычных бытовых, как, например, привести себя в порядок, как умыться, приготовить себе пищу, посетить туалет. Вроде это мелочи, которые на Земле так привычны, а в невесомости это все по-другому и намного сложнее. Как сказал Дэниел, наша работа связана с риском, и этот риск оправдан. Мы уверены в технике, мы хорошо подготовлены, мы всегда будем действовать так, как нас здесь учили.
Анатолий Иванишин: Человечество по сути своей слишком любопытно, чтобы оставаться скованным в пределах земного тяготения, тем более уже преодолев их однажды. На нашем пути действительно иногда встречаются сложности, когда мы теряем корабли (к счастью, это редкое явление), и тем не менее прогресс невозможно остановить. Люди будут идти дальше, корабли будут становиться надежнее. Мы уверены, что наш полет будет успешным и мы благодаря ему сможем внести дополнительный вклад в науку.
Никита Куприков, «Аэрокосмическая инициатива»: Я представляю общественную организацию «Аэрокосмическая инициатива» – это объединение студентов космических клубов России. В честь 50-летия первого полета человека в космос мы хотим передать членам экипажа 29/30-й длительной экспедиции на МКС символ нашей ассоциации – плюшевую игрушку, медвежонка по имени Кедр («Кедр» – позывной Ю.А. Гагарина). Мы бы хотели, чтобы он полетел с вами в качестве символа российского студенчества.
Ирина Рогова: Мы благодарим журналистов за хорошие вопросы, а космонавтов – за интересные ответы. Всем спасибо! Пожелаем экипажу удачного старта!