Образовательный раздел
О Центре
Новости
Стыковочный отсек

Стыковочный отсек (СО, изделие 316ГК) был разработан и изготовлен в РКК «Энер­гия» для стыковок шаттлов к модулю «Крис­талл» без предварительной его перестыковки с бокового на осевой узел ПхО Базового бло­ка «Мира». Отсек имел длину 4.7 м по плоско­стям шпангоутов стыковочных узлов и диа­метр герметичного отсека 2.2 м. Максималь­ная длина (по лепесткам стыковочных узлов) - 5.1 м, максимальная ширина (по концам го­ризонтальных цапф крепления в грузовом от­секе шаттла) - 4.9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера до­полнительной СБ) - 4.5 м. Масса СО вместе с двумя доставляемыми СБ и узлами крепле­ния в грузовом отсеке шаттла - 4350 кг.

Герметичный корпус СО был образован ци­линдрической обечайкой диаметром 2.2 м и двумя сферическими днищами радиусом 1.1 м. Герметичный объем стыковочного отсека - 14.6 м3. По оси обоих днищ устанав­ливались два андрогинных периферийных агрегата стыковки типа АПАС-89: один для сты­ковки СО к модулю «Кристалл» (АПАС-1), дру­гой - для стыковки с шаттлом (АПАС-2). Один узел был повернут относительно другого на 25° - для того, чтобы струи из направленных вверх двигателей шаттла не били в сторону станции. В центре люка узла АПАС-1 был сде­лан иллюминатор для телекамеры, обеспечи­вающей стыковку комбинации «шаттл+СО». В центре люка АПАС-2 стояла стыковочная мишень для шаттла. Около каждого узла имелся клапан выравнивания давления.

Электропитание всех систем отсека обес­печивалось от станции «Мир» через разъемы в узле АПАС-1. Внутри СО были установлены блок плавких предохранителей и электроро­зетки. Информационные каналы для управле­ния системами СО из шаттла шли через мультиплексор-демультиплексор и два разъема на АПАС-2. Программное обеспечение шаттла отслеживало состояние и работу систем СО: давление и температуру внутри отсека, работу вентиляторов системы терморегулирования, состояние и работу обоих стыковочных узлов. После стыковки с «Кристаллом» вся информа­ция из СО пошла через два электроразъема на узле АПАС-1 в управляющий информаци­онно-вычислительный комплекс «Мира».

Внутри СО были установлены пульты уп­равления обоими стыковочными узлами, блок энергопитания АПАС, блок управления клапанами давления, блок включения питания и панель управления СОТР. Для обеспечения заданного теплового режима снаружи отсек был закрыт экранно-вакуумной тепло­изоляцией. Активная система терморегули­рования СО включала гидроконтур с циркули­рующим хладагентом и блоком автоматичес­ких переключателей, электрические нагрева­тели и вентиляторы. Вентиляторы обеспечи­вали и циркуляцию воздуха. Для поддержа­ния требуемых параметров по чистоте атмо­сферы в отсеке стоял пылесборник.

Внутренними «стенами» гермокорпуса были декоративные панели, за которыми проходили электрические и пневматические коммуникации. В сферические днища СО вварили технологические клапаны наддува и сброса давления, используемые при проверке на герметичность на Земле.

 

Снаружи СО были закреплены многоразо­вая солнечная батарея (МСБ) и солнечная батарея дооснащения (СБД), средства за­хвата СО манипулятором шаттла, средства обеспечения стыковки, отрывная плата РОА, поручни для перемещения космонавтов сна­ружи отсека.

МСБ, полностью изготовленная россий­ской стороной, являлась точной копией двух батарей, запущенных с модулем «Кристалл». Сначала ее планировали установить на торце модуля «Природа», однако предпочли «под завязку» забить «Природу» американской на­учной аппаратурой, а МСБ пока поставить на СО. Батарея СБД имела в своем составе ана­логичную российскую механическую часть для развертывания и свертывания и американские фотоэлектрические преобразовате­ли (ФЭП). Общая площадь двух батарей - 76 м2. Позднее батареи были перенесены на модуль «Квант» и там установлены.

В грузовом отсеке шаттла СО фиксиро­вался основным креплением (две цапфы по левому и правому борту), стабилизирующим (одна цапфа по левому борту) и килевым (одна цапфа снизу). Такелажный узел для манипулятора шаттла стоял на сферическом днище со стороны «Кристалла».

 

     

  1. цапфы узлов крепления;
  2. узел для захвата манипулятором шаттла;
  3. СБ дооснащения;
  4. стыковочные узлы АПАС-89;
  5. многоразовые СБ;
  6. цапфы узлов крепления;
  7. стыковочная мишень шаттла;
  8. стыковочная мишень ТК «Союз ТМ»;
  9. цапфы узлов крепления;
  10. телекамера;
  11. цапфы узлов крепления;
  12. крышка люка;
  13. стыковочные узлы АПАС-89;
  14. отрывная плата РЭА

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.