О Центре
Новости
Биографии космонавтов СССР и РФ

СЕВАСТЬЯНОВ

Виталий Иванович

 

Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 22/47                                            ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 2
 
НАЛЕТ: 80 сут. 16 час. 19 мин. 03 сек.
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

8 июля 1935 г. - в городе Красноуральск Свердловской области, РСФСР.

ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1945 г. - окончил три класса начальной школы города Красноуральска;

в 1953 г. - окончил среднюю школу №9 им. Николая Островского в городе Сочи с золотой медалью;

в 1959 г. - окончил Московский авиационный институт (МАИ) им.С.Орджоникидзе и получил диплом инженера-механика по самолетостроению. В 1958 году студенческая научная работа Севастьянова на тему «Возвращение крылатого аппарата с орбиты спутника на Землю» получила премию на Московском городском смотре научных работ;

в 1964 г. - окончил аспирантуру 102 кафедры МАИ;

в апреле 1965 г. - защитил диссертацию в МАИ и получил степень кандидата технических наук;

в 1966 г. - окончил один курс Университета марксизма-ленинизма при Московском горкоме КПСС, вечернее отделение.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

с 16 сентября 1958 г. - еще во время учебы в институте начал работать по совместительству техником 9-го отдела ОКБ-1, а с 9 апреля 1959 года работал инженером (с 15 января 1964 года - старшим инженером) 9-го отдела ОКБ-1;

в 1960 - 1963 г. - курс лекций по механике космического полета космонавтам ЦПК;

с 11 июля 1964 г. - работал в должности исполняющего обязанности начальника группы, а с 11 ноября 1964 года - начальником группы 90-го отдела;

2 августа 1966 г. - был назначен начальником сектора 731 отдела (отдел летных испытаний) ЦКБЭМ;

в 1970-е - 1980-е г. - был ведущим телевизионной передачи «Человек. Земля. Вселенная».

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

27 мая 1968 г. - приказом MOM №163 был зачислен в 731-й отдел (отряд космонавтов) ЦКБЭМ. С 3 июля 1970 года - инструктор, космонавт-испытатель того же отдела.

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса (1970.07.03), космонавт-испытатель 2-го класса (1975.08.01).

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

в конце 1966 г. - прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ в качестве одного из кандидатов в космонавты для подготовки к облету Луны по программе УР-500К - Л1. 31 января 1967 года был назначен на должность испытателя 731-го отдела ЦКБЭМ;

с февраля 1967 по февраль 1969 г. - проходил подготовку по программе облета Луны (УР-500К - Л1) и посадки на Луну (Н1 -ЛЗ) в составе группы космонавтов и в экипаже с Павлом Поповичем;

с февраля по октябрь 1969 г. - проходил непосредственную подготовку к полету на активном КК «Союз» по программе полета трех кораблей со стыковкой в качестве бортинженера основного экипажа, вместе с Андрияном Николаевым. С сентября 1969 года их экипаж продолжил подготовку в качестве дублирующего. 13 октября 1969 года, во время старта КК «Союз-8» дублером бортинженера корабля;

с января по май 1970 г. - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз» по программе автономного длительного полета, вместе с Андрияном Николаевым;

с сентября 1970 по 16 марта 1971 г. - готовился в качестве бортинженера четвертого (резервного) экипажа для полета на ДОС-1, вместе с Георгием Добровольским и Анатолием Вороновым (12 февраля 1971 года Георгия Добровольского сменил Алексей Губарев);

в ноябре - декабре 1970 г. - временно отвлекался от программы ДОС и готовился в качестве бортинженера для полета на КК «Союз» по программе «Контакт», вместе с Георгием Добровольским;

с мая 1970 по 2 июня 1971 г. - готовился в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа для полета на ДОС-1, вместе с Алексей Губаревым и Анатолием Вороновым;

с 6 по 30 июня 1971 г. - готовился в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 2-й экспедиции на ДОС-1, вместе с Алексей Губаревым и Анатолием Вороновым. В августе 1971 года экипаж был расформирован;

с 10 октября 1971 по июль 1972 г. - проходил непосредственную подготовку к полету на ДОС-2 в качестве бортинженера четвертого (резервного) экипажа, вместе с Петром Климуком.

с 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 г. - проходил непосредственную подготовку к полету на ДОС-3 в качестве бортинженера четвертого (резервного) экипажа, вместе с Петром Климуком;

с 10 декабря 1973 по 31 мая 1974 г. - проходил подготовку к полету на ДОС-4 в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа, вместе с Петром Климуком. Из-за задержки с запуском ДОС-4 (Салют-4») в июле - декабре 1974 года проходил подготовку по той же программе в режиме поддержания тренированности. В течение двух месяцев в 1974 году готовился в экипаже вместе с Владимиром Ковалёнком;

с января по 13 марта 1975 г. - проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-4 {«Салют-4»), вместе с Петром Климуком. 5 апреля 1975 года во время старта КК «Союз-18-1» был дублёром бортинженера корабля;

с 14 апреля по 12 мая 1975 г. - проходил тренировки в качестве бортинженера основного экипажа в режиме поддержания готовности к полёту по программе второй экспедиции (ЭО-2) на ДОС-4;

с 1983 года по февраль 1984 г. -проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа по программе экспедиции посещения ДОС («Салют-7»), вместе с Александром Викторенко и, до ноября 1983 года, вместе с Римантасом Станкявичюсом;

в 1988 г. - начал подготовку в составе группы космонавтов по программе длительного полета на ОК «Мир»;

с февраля по сентябрь 1989 г. - готовился в качестве бортинженера резервного экипажа для полета на ОК «Мир», вместе с Виктором Афанасьевым и Римантасом Станкявичюсом. С сентября 1989 по февраль 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа КК «Союз ТМ-9» по программе 6-й основной экспедиции (ЭО-6) на ОК «Мир», вместе с Виктором Афанасьевым;

с марта 1990 г. - проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа КК «Союз ТМ-10» по программе 7-й основной экспедиции (ЭО-7) на ОК «Мир», вместе с Виктором Афанасьевым. Однако после того, как 12 июня 1990 года решением ГМК на него наложено ограничение по длительности полета, он был отстранен от подготовки к длительному полету и заменен в экипаже бортинженером резервного экипажа Мусой Манаровым.

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - 1 - 19 июля 1970 года в качестве бортинженера КК «Союз-9» вместе с Андрияном Николаевым. Экипаж установил новый мировой рекорд продолжительности полета.
Продолжительность полета: 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. Позывной: «Сокол-2».

2 полет - 24 мая - 26 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-18» и ОС «Салют-4» (ДОС-4), вместе с Петром Климуком.
Продолжительность полета: 62 суток 23 часа 20 минут 08 секунд. Позывной: «Кавказ-2».

ДАТА ВЫХОДА ИЗ ОТРЯДА:

30 декабря 1993 г. - уволен из НПО «Энергия» и из отряда космонавтов

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Является автором более 200 научных публикаций, 6 изобретений и одного открытия. Автор книги «Дневник над облаками» (1977).

НАГРАДЫ:

награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (03.07.1970, 27.07.1975),
двумя орденами Ленина (03.07.1970, 27.07.1975),
медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970),
лауреат Государственных премий СССР (1978) и Эстонской ССР (1979), 
орденом «Ожерелье Нила» (Объединённая Арабская Республика, 1970) ,
орденом Православной Церкви «Преподобный московский князь Даниил» II степени (2000),
орденом Петра Великого (2008), присуждаемым Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка.

ДАТА СМЕРТИ:

 5 апреля 2010 г. похоронен на Останкинском кладбище г. Москвы.

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.