О Центре
Новости
Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35)

Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для совет­ской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный к тому времени опыт ракетно-космичес­кой и авиационной техники и по своей конструкции и характеристикам значи­тельно превосходящий все ранее со­зданные в нашей стране КК. В отечест­венной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю «Буран»: в его состав входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, сгруппированных в более чем 50 бортовых систем и объе­диненных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 жгутов кабельной сети, включающих око­ло 15000 электрических соединителей.

При начальной массе орбитального корабля в космосе около 105 т «Буран» позволял доставлять на орбиту до 30 т полезного груза.

Особое качество «Бу­рана» - способность возвращать с ор­биты на Землю до 20 т при посадочной массе 82 т. Для размещения груза на ко­рабле был предусмотрен большой отсек по­лезного груза (ОПГ) диаметром 4.7 м, длиной 18.3 м и общим объемом около 350 м3.

Общая длина «Бурана» - 36.4 м, высота на стоянке - 16.5 м, диаметр ок­ружности, описываемой вокруг попе­речного контура фюзеляжа, - 5.6 м, раз­мах крыла - 24 м.

Планируемая численность экипажа (2-4 человека) может увеличиваться до 10 человек за счет космонавтов-иссле­дователей.

Максимальная длитель­ность полета до 30 суток.

Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальной теплозащитой, так как при спуске и торможении в атмосфере максималь­ная температура на носке фюзеляжа и передней кромке крыла достигала 1500-1600°С, на наветренной поверх­ности фюзеляжа - до 1300°С, на подвет­ренной - до 700°С. В зависимости от ме­ста установки использовалось покрытие двух типов: в виде плиток разной толщи­ны на основе супертонкого волокна оки­си кремния (рабочие температуры до 1250°С) и гибких элементов высокотемпературных органических волокон(рабо­чие температуры до 370°С). Для самых на­греваемых участков корпуса - кромки крыла и носового кока - использовался ма­териал на основе углерода (рабочие тем­пературы 1250-1650°С), прикрепляемый к конструкции ниобиевыми стержнями.

Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите обеспечиваются значительным запасом топлива (7.5 т), который можно увеличить до 14 т, уста­новив дополнительные топлив­ные баки.

Одной из самых сложных систем «Бу­рана» является его объединенная двигательная установка (ОДУ), работающая на жидком кислороде и синтетическом углеводородном горючем - синтине. С по­мощью ОДУ выполняются все динамиче­ские операции с момента прекращения работы второй ступени «Энергии» и до завершения спуска ОК в атмосфере.

  1. носовой кок из углерод-углеродного композиционного материала; 
  2. двигатели управления в носовом блоке объединенной двигательной установки; 
  3. иллюминаторы передние; 
  4. кресло пилота; 
  5. кресло бортинженера; 
  6. кресло командира корабля; 
  7. кресло специалиста полета; 
  8. пульт управления бортовым манипулятором; 
  9. верхние иллюминаторы контроля стыковки; 
  10. иллюминатор задний;
  11. стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в транспортном (взлетно-посадочном) положении; 
  12. стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в рабочем положении; 
  13. стыковочный модуль; 
  14. радиатор системы терморегулирования (угол открытия 35° для первых двух створок);
  15. антенна системы стыковки; 
  16. корневой узел («плечевой сустав») бортового манипулятора (по левому борту); 
  17. панели радиатора системы терморегулирования (фиксированные на двух задних створках люка грузового отсека); 
  18. локтевой ложемент бортового манипулятора (по правому борту); 
  19. бортовой манипулятор в рабочем положении; 
  20. ТРД АЛ-31 в мотогондоле (в первоначальном варианте «Бурана» и на самолете-аналоге БТС-02);
  1. верхняя остронаправленная антенна в рабочем положении; 
  2. двухсекционный руль направления/воздушный тормоз; 
  3. парашютный контейнер; 
  4. базовый блок ОДУ; 
  5. вспомогательная силовая установка; 
  6. хвостовой блок ОДУ; 
  7. ТРД АЛ-31Ф в мотогондоле (применялись на самолете-аналоге БТС-02); 
  8. маршевый двигатель; 
  9. балансировочный щиток; 
  10. открытые композиционные створки ОПГ в орбитальной конфигурации; 
  11. элевоны; 
  12. секции передней кромки крыла из «углерод-углеродного» материала; 
  13. нервюры крыла, образованные полыми титановыми стержнями; 
  14. основная стойка шасси; 
  15. крышка люка; 
  16. входной люк; 
  17. носовая стойка шасси; 
  18. буфет; 
  19. приборный отсек в бытовом отсеке; 
  20. спальные места

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.