О Центре
Новости
«Алмаз»

Военная программа. Осуществлялась в 1965-1981 годах.

В период с 1966 по 1970 гг. в Центре подготовки космонавтов в рамках программы «Алмаз» космонавты в основном занимались теоретическим изучением конструкции и бортовых систем ОПС, ТКС и его возвращаемого аппарата (ВА). К 1970 г. были созданы первые макеты и отдельные системы как самой ОПС, так и ВА. Экипажи проводили испытания ВА в условиях кратковременной невесомости во время полетов на летающей лаборатории Ту-104ЛЛ с аэродрома Чкаловский. В салоне самолета была установлена пилотская кабина от ВА, в которой размещались центральное кресло командира экипажа и приборные панели управления. Космонавты отрабатывали действия, имитируя различные этапы полета, в т.ч. и при нештатных и аварийных ситуациях.
В 1974 г. в Центре подготовки космонавтов начался монтаж тренажера ВА – ТДК-Ф74, а в 1975 г. – тренажера ФГБ (ТДК-Ф77). В августе 1979 г. в ЦПК был сдан в эксплуатацию тренажер ТДК-Ф74, и на нем начались ознакомительные тренировки космонавтов. В том же году были сформированы три условных экипажа. В 1981 г. на Байконуре были отработаны операции по посадке и эвакуации космонавтов из ВА на 81-й стартовой площадке. В феврале 1982 г. начались и были проведены в несколько этапов морские испытания ВА на Черном море в районе г.Феодосия с использованием специального судна «Севан». В них участвовали космонавты и инженеры-испытатели ЦПК и ЦКБМ, которые отработали действия экипажа в случае приводнения ВА.

Эскизный проект ракетно-космического комплекса «Алмаз» был разработан в ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения) под руководством Главного конструктора В.Н. Челомея и утвержден в 1967 году. Комплекс «Алмаз» включал в себя орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) «Алмаз» и пилотируемый транспортный корабль снабжения (ТКС), который должен был доставлять на ОПС экипаж из 3-х космонавтов, оборудование, расходуемые материалы и спускаемые капсулы.

ОПС «Алмаз» создавалась как орбитальная станция военного назначения и являлась космическим наблюдательным и разведывательным пунктом, оснащенным аппаратурой наблюдения и фотографирования и точной системой ее наведения. ОПС «Алмаз», получившая обозначение 11Ф71, имела массу 18,9 тонны, общую длину 11,61 метра и максимальный диаметр 4,15 метра. ОПС укомплектовывалась одной спускаемой капсулой 11Ф76, которая позволяла доставить на Землю до 100 кг груза. ОПС «Алмаз» выводились на орбиту Земли трехступенчатой РН «Протон» (УР-500К).

 

Конструкция ОПС «Алмаз»

1 - антенны системы стыковки «Игла»; 2 - датчики солнечной ориентации; 3 - двигатели стабилизации; 4 - вакуумная емкость «Ветер»; 5 - массметр; 6 - запасы воды «Колос-5Д»; 7 - антенны системы связи «Аврора»; 8 - звездный фотоаппарат СА-ЗЗР; 9 - научная аппаратура; 10 - регенерационные патроны; 11 - манипулятор для обслуживания капсулы специнформации; 12 – передатчик системы ручной стыковки; 13 - стыковочный узел; 14 - двигатель коррекции; 15 - капсула спуска информации; 16 - антенна передачи информации «Бирюза»; 17 - топливные баки; 18 - комплексный физтренажер; 19 - фототелевизионная система «Печора»; 20 - длинно¬фокусный фотоаппарат «Агат-1»; 21 - топографический фотоаппарат СА-34Р; 22 - оптический визир ОД-4; 23 - уголковый лазерный отражатель; 24 - панорамное обзорное устройство ПОУ-II; 25 - телекамера; 26 - инфракрасный датчик вертикали; 27 - электромеханическая система стабилизации и поворота

 

3 апреля 1973 года была запущена ОПС-1 «Алмаз». После выведения на орбиту станция получила название «Салют-2». Но на 13-е сутки полета произошла внезапная разгерметизация отсеков станции. Эксплуатировать ОПС в пилотируемом режиме было невозможно. Станция прекратила существование 28 мая 1973 года. ОПС-2 «Алмаз» была выведена на орбиту 25 июня 1974 года и получила название «Салют-3». На ней работала одна экспедиция. ОПС-3 «Алмаз» под названием «Салют-5» была запущена на орбиту 22 июня 1976 года. На ней побывало 2 экспедиции. Экипажи, состоявшие только из космонавтов ВВС, на ОПС доставлялись с помощью кораблей «Союз» (7К-Т).

На этом первый этап программы «Алмаз» был завершен. В 1978 году планировалось вывести на орбиту следующую, четвертую по счету, станцию «Алмаз». ОПС-4 в отличие от предыдущих станций имела два стыковочных узла, к которым могли пристыковываться как корабли «Союз», так и ТКС. Однако в конце 1978 года было принято решение о приостановке работ по пилотируемым станциям «Алмаз». ОПС-4 была законсервирована и до сих пор находится в НПО Машиностроения.

После этого на базе ОПС «Алмаз» началось изготовление трех автоматических станций «Алмаз Т», которые оснащались усовершенствованной фото- и телеаппаратурой наблюдения и радиолокационной аппаратурой. Станции «Алмаз Т» создавались с учетом возможности посещения их космонавтами для проведения профилактических и ремонтно-восстановительных работ с целью продления срока эксплуатации станций. Для этого станцию «Алмаз Т» предполагалось оснастить стыковочным узлом, чтобы к ней мог пристыковаться пилотируемый ТКС. Впоследствии от такого варианта эксплуатации автоматических станций отказались, и стыковочные узлы на них не устанавливались.

ТКС (11Ф72) был создан в 1970-х годах в филиале ОКБ-52 (ныне КБ «Салют»). ТКС проектировался и создавался как пилотируемый транспортный корабль для доставки на ОПС «Алмаз» экипажей из трех космонавтов, топлива, расходуемых материалов, оборудования и семи спускаемых капсул 11Ф76.

Конструктивно ТКС массой 20 тонн состоял из функционально-грузового блока (ФГБ), имевшего обозначение 11Ф77, и возвращаемого аппарата (ВА) - 11Ф74. Космонавты должны были летать в скафандрах «Сокол-КВ».

По программе беспилотных испытаний ТКС были проведены отдельно испытания ВА (5 запусков сразу по 2 ВА) и испытания полномасштабного ТКС. ВА и ТКС выводились на орбиту трехступенчатой РН «Протон». После двух беспилотных испытательных полетов ТКС в декабре 1981 года было решено отказаться от использования ТКС в качестве пилотируемого транспортного корабля. Два последующих корабля запускались уже в качестве автоматических транспортных грузовых кораблей. Полетом ТКС-4 «Космос-1686» эксплуатация этого корабля была завершена. ФГБ двух других изготовленных к тому времени кораблей были использованы в качестве двигательного отсека КА «Скиф-ДМ», запущенного 15 мая 1987 года РН «Энергия», и в качестве разгонного блока модуля «Квант», который был выведен на орбиту 31 марта 1987 года РН «Протон». В середине 1980-х годов на базе ТКС началось создание модулей для орбитальной станции «Мир».

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
«Космическая» болезнь
Практически каждый космонавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты.