О Центре
Новости
Новости

Воспоминание о будущем

10 июля 2012

В Звездном городке сохранились не только типовые советские дома, но трогательная верность людей своей работе. Похоже, что российская космонавтика держится почти исключительно на идеалистах.

Кажется, что время здесь остановилось: типовые здания, кафе «Солнышко», магазин «Звездочка», гостиница «Орбита», школа имени космонавта В.М. Комарова. Юрий Гагарин глядит на тебя со всех сторон, а его вдова до сих пор живет в доме, который стоит прямо за памятником первому космонавту. Звездный городок был построен в 60-е годы по высшим советским стандартам. И хотя сегодня былое великолепие поблекло, город по-прежнему встречает гостей дружелюбной, мирной атмосферой.

Сегодня в Звездном живут примерно 6,5 тыс. человек. Приблизительно треть из них составляют пенсионеры в возрасте от 60 до 90 лет. В этом году в Звездном будут отмечать 100-летний юбилей одного из горожан. В основном это бывшие сотрудники Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК), которые вышли на пенсию. В 2009 году Центр и Звездный разделили: сам городок перешел в подчинение Московской области, а ЦПК находится в ведении Роскосмоса. Некогда закрытый и привилегированный Звездный превратился в обычный провинциальный городок, инфраструктура которого пребывает в плачевном состоянии. Главная проблема городка сегодня — это недостаток финансирования. Нынешний руководитель администрации Звездного Александр Волков, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, признается, что на эту должность не стремился. Старшие товарищи — космонавты Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Валерий Быковский попросили его взвалить на свои плечи эту тяжелую ношу, «реанимировать» Звездный, вернуть ему былую красоту. «Вот уже два с половиной года я тружусь и постоянно сталкиваюсь с такими проблемами, каких не было в космосе и при подготовке к полетам», — признается Волков.

В свое время Звездный был построен для космонавтов и сотрудников ЦПК. Центр представляет собой комплекс из нескольких зданий, в каждом из которых размещается один из тренажеров. Снаружи эти сооружения кажутся гигантскими саркофагами, а внутри они по советской традиции украшены фикусами в горшках.

Подготовка космонавтов состоит из нескольких этапов. Первый этап — общекосмическая подготовка, во время которой кандидаты приобретают основные навыки профессии. Потом начинается работа в составе групп по специализации, далее — в составе экипажей к конкретному полету. Как правило, процесс подготовки начинается за десять лет до полета.

На каждом этапе с космонавтами работают разные инструкторы и тренеры, но всех их объединяет общая цель — подготовить человека к полету в космос. Большинство инструкторов — военные, некоторые получили назначение в ЦПК сразу после окончания училища, некоторые пришли сюда, выйдя в отставку, но практически все работают в Центре по двадцать и более лет.

С Эдуардом Никитовым, одним из ведущих специалистов отдела динамических тренажеров и центрифуг, мы встречаемся в корпусе, где находится Центрифуга ЦФ-18. Это самая большая центрифуга в мире в закрытом помещении, в которой тренируют людей. Она была построена в 1980 году и предназначена для отбора и подготовки космонавтов в условиях воздействия моделируемых факторов космического полета. Человек, находящийся в кабине, сам контролирует свое физиологическое и физическое состояние. Он держит руку на специальной кнопке и нажимает ее, если чувствует, что ему становится плохо. Тогда инструктор экстренно останавливает центрифугу. По словам Никитова, Центрифуга ЦФ-18 — это единственный тренажер в ЦПК, в котором человек может погибнуть. О себе и своей работе Никитов говорит просто и по-военному четко: «Я — военнослужащий, и это было назначение министра обороны. Но я бывал здесь прежде, мне здесь нравилось, и, конечно, я был рад, когда получил направление в ЦПК».

Алексей Гусельников — начальник отдела тренажеров космических транспортных кораблей «Союз ТМА-М». Этитренажеры трудно сравнить с каким-то земным предметом. Наверное, только фантаст Станислав Лем смог бы найти точные слова. Тренажер похож на огромный шар или, точнее, на гигантское яйцо, внутри которого помещаются три человека. Сам Гусельников — скромный, не любит фотографироваться и выходить на первый план. Он и его команда готовят тренажеры к работе, задают начальные условия и параметры работы тренажеров, необходимые для имитации работы систем корабля; в процессе тренировок осуществляют ввод нештатных ситуаций, с которыми космонавты могут столкнуться в космосе. К таким нештатным ситуациям относятся отказы двигателей, бортового оборудования и системы управления движением, системы стыковки и внутреннего перехода, системы связи и многие другие. От знания этих ситуаций и умения справиться с ними зависит успех космического полета, а иногда и жизнь космонавта. «Мне нравится моя работа, и те люди, которые работают со мной, тоже любят свое дело, — рассказывает Алексей Гусельников. — У нас сложившийся коллектив, люди работают по многу лет».

А вот инструктора отделения комплексной подготовки по Российскому сегменту Международной космической станции, начальником которого является Татьяна Маликова, проводят подготовку уже сформированных экипажей на заключительном этапе. Они сопровождают экипаж в течение полета, в случае необходимости работают в составе Оперативной группы управления в Центре управления полетами (ЦУП), а после посадки экипажа участвуют в анализе выполненного полета. «Моя профессия — это моя жизнь, — говорит Татьяна. — И даже если представить, что мне не будут платить зарплату, я все равно здесь останусь».

Профессии инструктора нигде нельзя научиться. Более опытные передают свои знания молодым коллегам. По словам Алексея Алтунина, заместителя начальника управления (по подготовке космонавтов к работам в открытом космосе), человек становится специалистом после пяти лет работы. «Наша профессия уникальная, нас очень мало, — рассказывает Алтунин. — Только опыт делает из нас инструкторов». В обязанности самого Алтунина входят научные исследования, связанные с работой в скафандре. Они проходят в гидролаборатории, которая существует больше тридцати лет и строилась для космической станции «Салют». Главным элементом этого тренажерного комплекса является круглый бассейн глубиной 12 метров и диаметром 23 метра. При виде этого сооружения сразу вспоминаешь капитана Немо...
Что же привязывает всех этих людей к Звездному? Алексей Алтунин признается, что так реализуется его мечта о звездах: «Когда я много работал под водой в скафандре, мне снилось, что я выхожу из станции в открытый космос и лечу». А Татьяне Маликовой нравится общаться с интересными людьми — космонавтами, помогать им готовиться к полету в космос. «Главное качество инструктора — это терпение и умение найти общий язык со своими «студентами», — говорит Маликова. — Инструктор — это «родная мама» своего экипажа».

Вообще возникает ощущение, что экипаж и команда инструкторов — это одна большая семья. Инструкторы и тренеры чувствуют огромную ответственность за то, как пройдет полет. «Конечно, мы за них переживаем, особенно, когда они сдают экзамены, — признается Эдуард Никитов. — У них прошел старт — мы рады, прошла удачно стыковка — мы рады, они вышли в открытый космос — мы рады, а когда они приземлились, для нас это настоящий праздник».
Космонавты отвечают своим тренерам взаимностью. Космонавт-испытатель Андрей Борисенко тепло говорит о тех, кто помогал ему готовиться к экспедиции на орбиту: «Благодаря им мы и можем летать в космос, потому что космонавт — это одна из тех профессий, где в режиме самоподготовки не подготовишься, каким бы умным ты ни был».

К сожалению, упадок интереса к космической отрасли со стороны государства, снижение престижа профессии космонавта и недостаток финансирования приводят к тому, что молодые люди неохотно идут сегодня в космонавтику. По результатам опроса общественного мнения профессия космонавта не вошла в первую двадцатку. Не включена она и в перечень профессий с повышенной степенью риска для жизни человека. И это не только моральный аспект. Это существенно влияет на материальное положение космонавтов, ведь зарплата специалистов опасных профессий (аквалангист, парашютист, водолаз, пожарный) автоматически увеличивается в два раза.

«Молодежь здесь удерживает только интерес к профессии, энтузиазм, здесь работают люди, влюбленные в космонавтику, за материальным интересом люди сюда не приходят, — рассказывает Татьяна Маликова. — К сожалению, ЦПК не обеспечивает молодых специалистов достойным жильем, и меня это очень волнует, я не хочу потерять никого из своих сотрудников».

Молодые люди, которые работают в ЦПК, — это главным образом выпускники немосковских вузов. Например, в подразделении Маликовой работают несколько выпускников Новочеркасского государственного университета. Андрея Борисенко в отряд космонавтов когда-то привела детская мечта и любовь к научной фантастике, но и он вынужден признать, что сегодня профессия не пользуется таким престижем, как прежде. «Когда-то летчиков, осуществивших первый беспосадочный перелет в Америку, встречали как героев, а сейчас нашу команду хоккеистов, которая выиграла турнир, встречают торжественней, чем нас, — говорит Борисенко. — Наверное, это логика жизни: наша профессия становится более обыденной в восприятии общества, поэтому не стоит ждать, что космонавта будут отличать особым образом».

Сыграло свою роль и то, что в средней школе отменили астрономию как предмет, и учителя больше не рассказывают школьникам о загадочном космосе. Чтобы хотя бы отчасти восполнить недостаток информации и возродить интерес к космонавтике, в 2012 году на территории ЦПК был открыт первый в России Молодежный образовательный космоцентр для детей младшего и среднего возраста.

Космоцентр не ставит перед собой задачу сделать из детей космонавтов, но дает им представление о профессии космонавта, космонавтике и космической отрасли. Здесь школьники могут попробовать себя в роли командира корабля, бортинженера или специалиста космической отрасли. В процессе обучения присутствует игровой момент, проводятся различные познавательно-развлекательные викторины по астрономии, географии, виртуальные туры по разным городам мира. Старшие ребята получают первые навыки по стыковке корабля со станцией, а также по ее конструкции и компоновке. На эти занятия обязательно приходят космонавты.

«Мы хотим дать детям первоначальное представление о том, что такое космонавтика, небо, что такое Земля из космоса, пытаемся сформировать первичные впечатления, — говорит начальник тренажерного отделения космоцентра Олег Захаров. — Это как в природе, то, что птенец первым увидел, за этим он будет следовать всю жизнь».

Космонавт-ветеран Александр Волков, трижды побывавший в космосе, говорит: «После полета я взглянул на нашу планету Земля уже не как человек, который по ней ходит и огород копает. Я увидел Землю со стороны, как общий дом для всех людей. Оттуда не видно ни границ, ни национальностей, и там я понял, что я Землю люблю именно как планету, которая заселена разумными существами, людьми, и я стал больше любить Землю и людей. Границы расширились, я их раздвинул своим полетом в космос, я не остался в своей скорлупе, в своем городке, в своей стране».

Войдя в этот мир понимаешь, насколько патриотичен и интернационален одновременно, дружелюбен и идеалистичен. Космонавтику сегодня делают люди — конструкторы, тренеры, космонавты, передающие свое мастерство из поколения в поколение. В этом мире есть то, что мы безнадежно утратили, — искренность и верность. «В свое время один из космонавтов сказал, что в космос летают не романтики, а фанатики, — говорит космонавт Андрей Борисенко. — Я боюсь, что сегодня это один из признаков нашей профессии, нужно до фанатизма желать работать в этой области». Видимо, в профессии этих людей действительно удерживает только их любовь к Земле и космосу.
Благодарим пресс-службу Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина за помощь в подготовке материала.

Источник: Злата Родионова, Александр Шпаковский, журнал "Профиль", пресс-служба ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полёт Гагарина. Спуск
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, в районе села Смеловка.