О Центре
Новости
Новости

Послеполетная пресс-конференция экипажа МКС-30/31 (стенограмма)

27 июля 2012

Пресс-секретарь ЦПК Ирина Рогова: 1 июля 2012 года, после 192-х суток космического полёта, завершилась работа экипажа 31-й длительной экспедиции на МКС. В состав экипажа вошли россиянин Олег Кононенко, американец Дон Петтит и голландец Андрэ Кауперс. Сегодня в Звёздном городке проходят торжественные мероприятия, посвящённые чествованию вернувшихся космонавта и астронавтов. Частью таких мероприятий стала пресс-конференция, на котором присутствуют Олег Кононенко и Андрэ Кауперс. К сожалению, здесь нет Дона Петтита. Именно сегодня он выступает на заседании правительственного конгресса в Вашингтоне.

Алексей Ковалёв, агентство «РИА Новости»: Очень приятно видеть вас здесь. Первый вопрос: расскажите о наиболее ярких впечатлениях от космического полёта. Второй вопрос: сейчас проводится тестирование грузового корабля «Прогресс М-15М». Как, на ваш взгляд, вы выполнили работу по приёму этого корабля? Как вы думаете, можно ли обратно пристыковать корабль после завершения его работы к станции с помощью системы «Курс»?

Олег Кононенко: Отвечу на первый вопрос. По сравнению с предыдущим полётом станция «обросла» новыми модулями – как российский сегмент, так и сегменты наших партнёров по программе МКС. Поразил меня обзорный модуль МКС «Купола» – через него открывается фантастический вид. Наличие пяти грузовых кораблей – это достаточно много. Произвёл впечатление новый коммерческий корабль «Dragon». Он очень большой, красивый. Дон даже сравнил его с машиной класса «люкс». Нам повезло, что экспедиция была продлена, и мы оказались свидетелями прохода Венеры вокруг Солнца. Полёт был хороший, и нам понравился. Мы летали с удовольствием.

Андре Кауперс: Для меня самым важным были два момента. Первый – как для меня, так и для Олега, – это стыковка корабля ATV к станции. Второй – это первый коммерческий корабль «Dragon». Однажды я был в «Куполе» ночью и увидел всю Европу. К сожалению, в этот момент у меня не было камеры. Я смог разглядеть множество европейских городов. Это было очень интересно!

Олег Кононенко: Когда мы ещё были на борту, корабль расстыковывался с помощью традиционного комплекта «Курс». С ним проводились такие работы, как переконфигурирование, перестыковка части оборудования. Я не могу точно сказать, возможно ли использование системы «Курс» для стыковки. Аппаратура испытывается. Возможно, при её испытании появятся некие сбои. Не бывает такого, чтобы корабль «Прогресс» был отстыкован с остатками необходимого оборудования или каких-то вещей. Если он отстыковался, то на нём однозначно находятся отработанные материалы. Поэтому в случае нештатных ситуаций, как, например, сейчас, не составит никакого труда затопить «Прогресс», так как ничего ценного там нет.

Алексей Широнин, Полит.ру: Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с Интернетом на российском сегменте Международной космической станции?

Олег Кононенко: На российском сегменте Интернет существует благодаря американским партнёрам. У нас есть специальные компьютеры, с помощью которых мы выходим в Интернет. Он достаточно медленный, но все те сайты, которыми мы пользуемся, открываются, и мы всегда имеем возможность следить за мировыми событиями.

Анастасия Блинова, форум «Опека Земли»: Прежде всего, поздравляю экипаж с успешным завершением космического полёта! С 5 по 9 августа проходит Международный форум «Опека Земли». Целью форума является объединение усилий взрослых и детей планеты Земля для её опеки. Для вас обоих это был не первый полёт в космос. Скажите, пожалуйста, не появились ли какие-то изменения на Земной поверхности за это время? Видны ли из космоса экологические проблемы Земли?

Олег Кононенко: Я, честно говоря, не задавался целью рассмотреть все проблемные районы. Если бы я летал чаще и в течение более продолжительного периода, вне всякого сомнения, мне были бы заметны такие изменения. Я могу сказать про район строительства олимпийских объектов в Сочи. В 2008 году этот процесс только начинался, а сейчас стройка видна даже из космоса. У нас было специальное задание – отснять всё это на фотоаппаратуру. Между моим первым и вторым полётами глобальных изменений на поверхности Земли из космоса я не увидел.

Пресс-секретарь ЦПК Ирина Рогова: Вы отслеживали экологические катастрофы, которые происходили за это время?

Олег Кононенко: У учёных была возможность с нами связаться, когда, например, какой-то вулкан начинал дымить – и мы получали исходные данные, а затем производили съёмку таких вещей. В течение моего полёта, слава Богу, никаких катаклизмов на Земле не произошло. Поэтому особых заданий по съёмке подобных объектов у нас не было.

Андре Кауперс: Мой первый полёт длился всего одиннадцать дней. Я не успел многое разглядеть на земной поверхности. Второй полёт длился гораздо дольше. В этот раз я заметил большие изменения в районе реки Амазонки – исчезновение большого количества лесов. Вторая особенность, которую я заметил – это увеличение населения на Земле. Когда я наблюдал за Землёй из космоса ночью, количество огоньков на ней значительно увеличилось. Мы с Доном Петтитом обратили на это особое внимание. Более подробно отследить изменения на Земле нам помогают спутники. Используя своё зрение, мы не можем этого увидеть, поэтому нам необходимо увеличить количество спутников.

Ярослав Костюк, Центр Миниатюрной книги: Скажите, пожалуйста, брали ли вы в космос какие-то книги? Удалось ли что-то почитать на орбите или всё время занимали «технические» книги?

Олег Кононенко: Действительно, в последние два года в большей степени я читал техническую литературу. На станцию я с собой книг никаких не брал. В основном тем, что я читал, были новостные ленты на сайтах. На МКС есть небольшая библиотека, но, к сожалению, за эти полгода книжку мне открыть не довелось в связи с нехваткой времени.

Ярослав Костюк: На станции есть миниатюрная книжка Сергея Павловича Королёва. Не читали ли Вы её?

Олег Кононенко: Книгу С. П. Королёва я прочитал на Земле. В свободное время в космосе я занимался тем, что я не смог бы делать на Земле.

Андре Кауперс: Я взял с собой электронную книгу, потому что настоящие книги очень тяжелые. Но, к сожалению, у меня не было времени на чтение. Я думаю, что космос и был моей книгой.

Екатерина Белоглазова, журнал «Российский космос»: Можно сказать, что ваша экспедиция завершена. Вчера состоялся разбор подготовки и деятельности экипажа в полёте. Какую оценку вам поставила комиссия? Где проведёте отпуск? Вместе или по отдельности?

Олег Кононенко: Оценка поставлена такая же, как и всем предыдущим экспедициям. Программа полёта выполнена в полном объёме, никаких претензий у специалистов к нашему экипажу нет. Отдыхать я поеду в Ивановскую область.

Андре Кауперс: Сейчас я на четыре недели улетаю в Хьюстон, одну из них я проведу с семьёй.

Татьяна Пчелина, телеканал «Подмосковье»: Расскажите, сколько экспериментов вы выполнили, какие были из них основные? Чем занимались в свободное от работы время?

Олег Кононенко: У нас уже подведены итоги нашего полёта по российской части. В составе 30-й экспедиции было выполнено 39 экспериментов, в составе 31-й – 38. Если у нас выдавалось свободное время, как правило, суббота или воскресенье, мы выполняли эксперименты, которые не попали в рабочую зону. Также мы звонили семьям, родным и близким, смотрели фильмы и, конечно, фотографировали Землю.

Андре Кауперс: Как уже упомянул Олег, было очень много экспериментов. Мне трудно сказать, какой из них был для меня самым любимым. Мы выполнили много дополнительных экспериментов. Наверное, для меня самым интересным был эксперимент с ультразвуком. Что касается свободного времени, то его я посвящал фотографированию поверхности Земли из «Купола» и совместным ужинам на российском и американском сегментах. У нас сложилась традиция смотреть фильмы по вечерам в пятницу.

Корреспондент ТРК «Губерния» (г. Самара): Вам привет из города Самары. Мой вопрос: чем планируете заниматься после полёта?

Олег Кононенко: Сейчас у меня запланирован отдых. Затем, в середине августа, состоится послеполётный разбор в Хьюстоне (США). В середине сентября запланирован точно такой же разбор в Европейском космическом агентстве.

По медицинским показаниям любой космонавт, вернувшийся из полугодового полёта, имеет право пройти медицинскую комиссию для аттестации к выполнению следующего полёта не раньше, чем через полгода. Для меня это время наступит в декабре 2012 года. Соответственно, тогда я планирую снова встать в строй, и если руководство сочтет необходимым, то и на подготовку к новому полёту.

Представитель СМИ Голландии: Вопрос Андре: Вы сейчас очень популярны в Голландии. Как к Вам относятся россияне?

Андре Кауперс: Да, в Нидерландах действительно было повышенное внимание к полёту. Это очень хорошо, поскольку все люди должны знать, чем мы занимаемся в космосе и какую пользу это приносит населению. Я всего лишь часть этой команды. В России также к космическим полётам повышенный интерес. Здесь много хороших космонавтов, и для меня была большая честь работать в космосе с российскими космонавтами. Я не знаю, насколько я популярен в России. Наверное, мы все уникальны, потому что мы выполняем уникальную программу.

Ирина Рогова: Насколько любят наших космонавтов и астронавтов, которые выполняют полёты в космос, вы сможете увидеть через десять минут на торжественном возложении цветов к памятнику Ю. А. Гагарину. Спасибо всем за вопросы. Большое спасибо космонавтам за ответы. Мы благодарим вас за то, что вы приняли участие в нашей пресс-конференции.

 

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полёт Гагарина. Награды
После полёта в космос Гагарин был награждён чёрной «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ (дата полёта и инициалы). Причём буквы были законно произведены от индекса Московской области (где и находился Звёздный городок) — ЮА. У следующих космонавтов на именных машинах сохранились буквы ЮАГ, а цифрами обозначалась также дата полёта.