О Центре
Новости
Блоги

Открытый космос. За пределами космической станции

| Котов Олег
21 ноября 2013 11:51

 

 Страница 4.

Открытый космос. За пределами космической станции

Теперь я расскажу о самом выходе, 36-м выходе с российского сегмента МКС, который большинству запомнился тем, что в ходе внекорабельной деятельности мы с Сергеем Рязанским выносили в открытый космос факел олимпийского огня. Следует, конечно, понимать, что помимо этой задачи — выноса факела — были и другие, о которых мало кто знает, и которых я обязательно коснусь позже. Впрочем, самая красочная, самая интересная вещь — это, конечно, история с факелом.

Сценарий выхода мы получили буквально за несколько дней до открытия люков, просмотрели его, немного обсудили и постарались реализовать. Сценарий выглядел как последовательная съёмка друг друга камерами скафандров и закреплёнными внутри выносимого бокса фотокамерой и двумя маленькими видеокамерами, а также использование камер американского сегмента, которые располагаются на  ферме (ферма - это такая стержневая несущая конструкция, элемент оборудования внешней поверхности станции). Кроме того, для съёмки нашего выхода мы прибегли к опыту и мастерству Михаила Тюрина, который снимал нас из «Куполы», американского модуля с большим количеством «окон». За нами оставалась задача совершенно незначительная, а именно выйти из станции, не потерять факел при этом, не поцарапать его, не помять, в заданных точках фиксироваться в направлении камеры, позировать, передавать друг другу факел, махать руками, факелом и, конечно, улыбаться! Улыбались мы больше для себя, потому что снаружи этого всё равно было не видно.

Самая большая сложность заключалась в том, чтобы ровно стоять на поверхности станции. Во всех мультимедийных сценариях картинка выглядела следующим образом: два космонавта, стоящие на поверхности модулей, передают друг другу факел. Но люди сведущие знают, что по поверхности станции космонавты передвигаются ползком, перебирая руками с одного поручня на другой, по-пластунски перемещаются от модуля к модулю. Передача факела от одного «пластуна» другому выглядела бы не очень фотогенично! Мы пытались оправдать ожидания и занять вертикальную позицию, что в условиях безопорного пространства было очень сложно. Бóльшую часть времени мы потратили на то, чтобы зафиксироваться, помогая или, точнее, мешая друг другу. Всё оттого, что  малейшая помощь партнёру, заключавшаяся в том, чтобы подтолкнуть или поддержать его, приводила к демонстрации нами «броуновского движения». Тем не менее, нам удалось зафиксироваться, встать и даже повернуться в сторону камеры, а затем передавать факел друг другу и улыбаться. Те материалы, которые мы потом посмотрели, фото и видео, оказались очень хорошего качества. Нам даже самим понравилось. Надеемся, тем из вас, кто это видел, тоже.

Немного лирики. Меня часто спрашивают, что я испытываю, когда выхожу в открытый космос? Целую гамму чувств! Всегда ждёшь открытия люка, наконец, открываешь – там чернота! Темень! Бездна! Перед тобой люк – а дальше ничего. Звёзды едва видны, потому что глаза ещё не адаптировались к темноте после света шлюзового отсека «Пирс». Видно поручень, но дальше, за ним, - ничего нет.

Ты ныряешь туда, включаешь фонари (фонарей у нас было много: два мощных российских светильника и две американские лампы по два осветительных элемента в каждой). Если сразу зажечь всю иллюминацию, можно стать похожим на дальнобойщика ночью на трассе «Москва – Волгоград». Всё светится, всё сверкает – лампочки, светодиоды; получается очень красочная картина! Ты ныряешь  буквально снопом света в черноту и ждёшь рассвета, чтобы выйти с факелом.

Ночь во время выхода  в открытый космос – дело особенное. Мало кто знает, что делают космонавты по ночам… Конечно, даже ночью можно работать! Особенно если ты отстаёшь от графика или нужно выполнить какую-либо срочную операцию, но обычно ночью нам дают время отдохнуть.   

Вернёмся к выходу в открытый космос. Ночью работать очень интересно. Я люблю оторваться от станции (надёжно и крепко закрепившись на фалах, конечно!), оттолкнуться от неё и отлететь на метр – полтора, развернуться спиной к станции и смотреть на пролетающую чёрную Землю, где видны дороги, города… Зрелище просто чумовое! Полное ощущение свободного парения. Ты теряешь ощущение, что за тобой – станция, что ты летишь, привязанный к ней. Ты остаёшься сам по себе. У тебя огромное поле зрения, не ограниченное иллюминатором. Куда бы ты ни посмотрел, везде Земля, горизонт, и ты свободно летишь в полной тишине…

Наступает рассвет, приходится прекращать парение, разворачиваться, брать ключ, или карабин, или отвёртку в руки и продолжать работу.

 Я знаю, что наш выход, точнее, его торжественная часть с олимпийским факелом, транслировался в прямом эфире по многим телеканалам мира. Так что те из вас, дорогие читатели, кто смотрел данную трансляцию, теперь может, прочитав мою страничку, составить полную картину подготовки и выполнения сначала «церемонии» передачи атрибута Олимпиады, а потом запланированной технической работы.

Комментарии:

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Комментарий:

Введите число с картинки

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Автоматическая стыковка КА в космосе. (30 октября 1967 г.)
Спутники «Космос-186» и «Космос-188» впервые осуществили автоматический взаимный поиск, сближение, причаливание и стыковку в космосе. Около двух витков вокруг Земли аппараты летали вместе как одна космическая станция. Затем по команде с Земли они разъединились и последовательно возвратились на Землю.