О Центре
Новости
Блоги

Об экипаже

| Котов Олег
27 ноября 2013 16:15

Страница 7

Дорогие друзья! Еще раз хотел бы поблагодарить вас за то внимание, которое вы уделили моему блогу. Я очень польщён тем, что мои публикации вызвали большое количество откликов и вопросов. Я уже начал отвечать на них (смотрите ответы в комментариях), и буду стараться дальше рассказывать о жизни на станции, о работе в космосе. Поэтому с нетерпением жду ваших новых вопросов и комментариев. Спасибо!

Об экипаже

Сегодня я хотел бы рассказать вам об экипаже станции, объяснить, что такое экипаж, как он формируется, из кого состоит, как работает  и чем живёт.

Экипаж длительной экспедиции к МКС формируется за два – два с половиной года до полёта из представителей разных космических агентств, стран-партнёров. Традиционно он делится на две части: экипаж российского сегмента и американского сегмента станции, в который также могут быть включены астронавты Японии, Канады, Европейского космического агентства и другие. Сейчас на борту МКС работает 38-ая экспедиция, которая состоит из экипажей корабля «Союз ТМА-10М», на котором со мной прилетели Сергей Рязанский и Майкл Хопкинс, и корабля «Союз ТМА-11М», в состав которого вошли  Рик Мастраккио и Коичи Ваката под командованием  Михаила Тюрина.

 

Вообще, формирование экипажа станции – вещь достаточно сложная. Представьте, что в процессе полёта каждый космонавт или астронавт работает в составе двух экспедиций, потому что на смену одному экипажу «Союза» где-то в середине полёта приходит другой «Союз». В этот момент начинается новая экспедиция. Соответственно у каждого члена экипажа две эмблемы экспедиций.

 

 

 

 

 

У каждой экспедиции, в свою очередь, разные командиры и немножко разный уклад жизни и работы. Дело в том, что экипаж экспедиции сменяется не одновременно, как, например, на военно-морском флоте или в авиации – в отличие от экипажей самолётов или кораблей, экипажи МКС сменяются частично. Несомненно, это привносит некоторые трудности в подготовке, потому что готовиться надо как с одной «тройкой» «Союза», так и с другой. Однако особых проблем не возникает: все космонавты и астронавты – профессионалы.

Такие полёты и такое формирование экипажа наступило со второго этапа существования станции – её эксплуатации. Позволю себе небольшой экскурс в историю. Первым этапом в истории станции была сборка. Тогда в состав экспедиции входило всего три человека, которые были подготовлены одинаково по всем системам как Российского, так и Американского сегментов. Все члены экипажа были полностью взаимозаменяемы, все были универсалами. После завершения строительства станции в конце 2009 года – начале 2010 года официально был объявлен переход к этапу эксплуатации МКС. Состав экипажа был увеличен до шести человек, и необходимости готовить всех шестерых по всем системам не стало. Начались подготовки по сегментам: российские космонавты полностью готовились по Российскому сегменту и частично по Американскому, и наоборот. То есть большую часть времени каждый из представителей своих стран-партнёров стал работать на своём сегменте. Однако это не означает, что экипаж станции разделён на две части, а  его участники совсем не общаются друг с другом – это всего лишь специализация работы, задач, планирования и управления со стороны ЦУПа.

При формировании экипажа сильно не учитываются психологические факторы. Каждая страна, каждый партнер назначает своего члена экипажа самостоятельно, не зная, кто будет в этом экипаже от другой страны-участницы полёта. Заседает специальная комиссия и определяет годность-негодность астронавта к полету. Конечно, изначально оценивается техническая подготовленность, уровень здоровья, затем смотрят на сертификацию по внекорабельной деятельности, техническим системам полета.

 Поэтому развею миф о том, что формирование экипажа начинается с проверки психологической совместимости его членов. Учет по психологии ведется приблизительный, такими большими «мазками». А значит, есть вероятность, что на станции может собраться команда, где не все люди подходят друг другу. Но в большинстве своем конфликты встречаются крайне редко! Это объяснятся тем, что космонавты и астронавты мотивированы на полет; они понимают, с кем придется лететь, а потом жить полгода в ограниченном пространстве. На станции нет возможности разозлиться и уйти, хлопнув дверью! Каждый понимает, что общаться после конфликта все равно придется, и поэтому лучше сдержать свои эмоции! Даже если происходят какие-то незначительные разногласия, они самозатухают. И уж тем более не стоит злиться на своего коллегу только из-за того, что он съел банку компота, который тебе, ну ооочень, нравится! Я считаю, что самое главное психологическое качество на МКС – бережное и внимательное отношение членов экипажа друг к другу!

А сейчас мне хотелось бы несколькими словами охарактеризовать тех членов экипажа, которые вошли в состав 38-й экспедиции, командиром которой я являюсь! Сразу оговорюсь, что не буду рассказывать их биографию, а ограничусь описанием особенностей человека, чтобы вы смогли составить общий психологический портрет команды, которая в данный момент работает на борту станции.

Итак, бортинженер МКС Сергей Рязанский. Человек умный, закончивший МГУ, потомок знаменитого М.С. Рязанского, советского учёного и конструктора в области ракетно-космической техники. Этот факт сказывался и продолжает сказываться на Сергее. Потому что во время  интервью обязательно спрашивают, какое влияние лично на него оказал жизненный путь легендарного деда! Продолжаю рассказывать о Сергее. Это человек  - обладатель острого ума, прекрасного чувства юмора и феноменальной реакции! Идеи ему в голову приходят моментально, и он даже успевает реализовать эту идею скорее, чем она окончательно сформируется!)) Работать с ним легко: схватывает все на лету, уясняет. Типичный логик по складу мышления.

Майкл Хопкинс – бортинженер-2 корабля «Союз», бортинженер МКС. Отличник! Вот так одним словом можно его охарактеризовать! А как по другому скажешь? Самый лучший на курсе, самый лучший в университете, капитан сборной по футболу. Кто немного знает американские нравы, понимает, как это круто – быть капитаном сборной всего университета! Соответственно, и самая красивая девушка из черлидера (это такой вид спорта, сочетающий элементы танца и шоу), становится женой Майкла! В общем, отличник и в учебе, и в работе, и по жизни! Только представьте, в 2009 году был отобран в отряд астронавтов, а в 2013 – уже полетел! Первый из своего набора! Нужно было выучить итальянский язык, потому что служил в Италии?  Выучил! Встал вопрос выучить русский язык – не проблема! Потрясающий парень! Ставишь ему любую задачу, он действует быстро, слаженно, четко и лучше всех ее выполняет!

А теперь об экипаже корабля «Союз ТМА-11М».

 Миша Тюрин. Его я знаю с 1993 года, когда начали вместе проходить медицину, а потом вместе начинали учиться в составе группы общекосмической подготовки. Поэтому друг о друге знаем даже больше, чем нужно! А, следовательно, нам вместе легко. Миша – философ плюс инженер до мозга костей. Все анализирует, все понимает, во всем пытается разобраться, осмыслить. Обладает замечательным чувством юмора, с ним скучно не бывает никогда! Михаил – очень ответственный человек, прекрасный коллега, с которым нравится летать.

 

Рик Мастраккио- бортинженер станции. Для меня Рик – это судьба! Мы с ним уже третий раз летаем! Во время предыдущих полетов он два раза прилетал на МКС на шаттле, и вот сейчас пересеклись в длительной экспедиции. Зачастую разговоры с ним начинаются словами: «А помнишь?...» Это уже о многом говорит.

 

 

 

И наконец, представитель Японии, Коичи Ваката. В нем смешались и японская, и европейская, и американская культуры. Постоянно улыбается! Открытый, душевный человек! Все ему интересно, всегда задает вопросы, пытается помочь (иногда даже там, где не надо)! Так как у Коичи это вторая длительная экспедиция, то среди своих коллег по американскому модулю, он самый опытный. И как следствие, присутствует несколько покровительское отношение к своим соратникам.

 

Вот такой замечательный у меня экипаж! Время мы проводим вместе не только в формальной обстановке. А пересекаясь, обязательно спрашиваем друг у друга, как дела, самочувствие, какие планы на день!

 

 

Комментарии:

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Комментарий:

Введите число с картинки

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.