О Центре
Новости
Новости

Штурмовик космонавтов

02 декабря 2013

У кандидатов в космонавты — новый этап подготовки. На аэродроме Чкаловский новички отряда овладевают летным мастерством на самолетах Л-39. Овладение техникой пилотирования не главная цель, а, скорее, эффективное средство формирования определенных качеств необходимых будущим покорителям орбит.

- К взлету готов!

- Взлет разрешаю.

Рев двигателей. Учебно-тренировочный самолет Л-39 "Альбатрос" выруливает на полосу. Немного собраться перед взлетом – и вперед. Первое самостоятельное покорение неба — кандидаты в космонавты вторгаются в "пятый океан".

Специальная летная подготовка — первая ступень к управлению космическим кораблем. Проверку высотой проходят все мечтающие полететь в космос.

"Ощущения необычные. Ощущения такие, что ты находишься в машине, которая имеет такую мощь. И ты практически один. Фонарь открывает перед тобой пространство, и на этой мощной машине ты пронизываешь облака. Вниз идешь, и дух захватывает", — эмоционально комментирует полет кандидат в отряд Роскосмоса Олег Блинов.

Высота — шесть километров. Виражи не для слабых – бочки, горки, перевороты. Требования к кандидату в космонавты — контроль за приборами во время высшего пилотажа и обязательный радиообмен с первым пилотом и с Землей. Так нарабатываются навыки будущего бортового инженера космического корабля. Доклад обо всем, что происходит на борту, как в космическом полете.

"Ответ идет от самолета, от экипажа. Мы не разделяемся — первый или второй член экипажа — мы единое целое, мы летим на одном самолете. Самолет отслеживается как единый. Мы меняем эшелон — мы вдвоем, и неважно первый это докладывает или второй член экипажа, находящийся в самолете", — рассказывает Олег Блинов.

За ручкой управления – кандидат в космонавты Олег Блинов. Для него это всего второй вылет на самостоятельные виражи. Он лишь в теории знал, как летает железная птица, был бортовым техником вертолета Ми-8, а крылатой машиной управляет впервые.

"Чувствуешь, что эта машина очень мощная. И когда ты сливаешься в единое целое, ты находишься в маленькой кабине, ты привязан привязными ремнями. Самолет очень послушный, он действительно послушный. Начинает крениться или пикируешь — это необычные ощущения, до этого я в земных условиях подобного не испытывал. Американские горки — это другое . Здесь чувствуешь, что вместе с машиной ты исполняешь сверхперемещения", — восторгается возможностями крылатой машины Олег Блинов.

Час в небе – для кого-то целая вечность, но это только вначале. Дальше время летит незаметно. Задание выполнено, возвращение на базу. После полета – разбор.

"Разрешите получить замечания?" – обращается к руководителю полетами кандидат в отряд космонавтов Игнат Игнатов.

— Молодец, задание выполнено в полном объеме. Теперь по ошибочным действиям.

Кандидат в космонавты Игнат Игнатов с детства мечтал летать. Он инструктор по водолазной подготовке. Если раньше восхищался красотой подводного мира, то теперь восхищается небом.

"Это незабываемо. Сбылась детская мечта — летать, — признается канджидат на космический полет Игнат Игнатов. — Там так здорово! Там такое солнце, такая красивая подстилающая поверхность, белые зефирные облака, а сверху солнце — очень красиво. Здесь не так интересно".

Чтобы сохранить летную форму, а для космонавтов это важно, полеты совершают и опытные члены космического отряда, те, кто уже побывал на орбите.

Сейчас время новичков, тех, кто только в 2012 году был зачислен в звездный отряд. Они ясно понимают, зачем перед полетом на космическом корабле надо научиться управлять самолетом.

"Это тренировка операторской деятельности, формирование профессионала оператора. Очень за многими параметрами надо следить, много информации надо обрабатывать, и ничто другое не научит быстро принимать решение. Для меня это пока еще очень сложно молниеносно решение принимать по той обстановке, которую веду по приборам. Навигация опять же. На самом деле, в теории, я изучал навигационные приборы, но как это на самом деле — это очень сложно понимать, где ты находишься, сложно оценить", — признается Игнат Игнатов.

Перед очередным взлетом, так называемое, "пешее" пилотирование – объяснение виражей на деревянной модели самолета. У кандидатов в космонавты налета нет, поэтому управлять стальной птицей учатся за партой, как и все начинающие летчики.

Учебно-тренировочный самолет Л-39 —– это легкий штурмовик. Это первый шаг к небу для всех летчиков. Его ласково называют "Элкой", но официально зовут "Альбатрос". Его славное прошлое — самолет сопровождения во время испытаний космического "Бурана".

Все современные ассы учились именно на этих самолетах.

"Выполняем разворот, опускаем нос, создаем угол тангажа: 20, 30, 45. Вне зависимости от угла тангажа, в момент выводим из крена, из крена как только вывели — сразу же идут обороты. Вывод из крена — обороты, у нас идет вот так ручка — вывод и обороты. То же самое здесь на выводе: начинаем опускать нос, перед опусканием носа — плавно прибираем обороты, с таким расчетом, чтобы скорость была не менее 300 на выводе", — инструктирует курсантов и кандидатов на космический полет командир эскадрильи Л-39 Марат Халиков.

Подготовка самолета к работе – подготовка и кандидата. Анна Кикина – единственная представительница прекрасного пола в этом наборе. Как и каждый в отряде, она учится общению с крылатой машиной. Осмотр борта – и в бой!

"Я с глубокоуважаемым небом, конечно же, на "вы". Это невозможно сказать на "ты". Небо — это стихия, которая пускает в гости. Поэтому с таким благоговением относишься к небу, к высоте, к управлению. Это приходит с опытом", — говорит Анна Кикина.

"Шасси на выпуск. Стояночный включен. Проверяю контрольный. Норма. К запуску готов", — докладывает Марат Халиков.

Для Центра подготовки космонавтов имени Гагарина это лучшая возможность подготовить операторов космической деятельности: когда задание звучит на скорости в 600 километров в час, на высоте в 6 тысяч метров, и выполнять его необходимо в ту же секунду, – серьезный экзамен для желающих покорить космос.

"Когда ты выполняешь крен 45 градусов, ты летишь, тебе необходимо сохранять высоту, сохранять скорость. Постоянно бегаешь глазами по приборам, а кроме этого необходимо вести радиообмен. Это многофункциональная задача воспитывает в операторе внимание и четкость выполнения задач", — поясняет Олег Блинов.

За главным штурвалом – опытный пилот-инструктор Марат Халиков, тот, кто дарит небо космонавтам. Воспитывая новый набор, желает, чтобы после неба им открылся и космос.

"Человек, который хоть раз попробовал полетать, он от этого дела "больным" становится. Его потом от неба очень трудно оторвать, он потом к этому всегда будет стремиться, — констатирует Марат Халиков. — Я желаю, чтобы они успешно закончили летную подготовку и далее подготовились в группах, чтобы в ближайшие 3-5 лет мы увидели их на орбите".

Преодолеть себя, свой страх, доказать, что ты достоин. Победа в воздухе куется на земле, а каждый взлет – это победа не только над силой притяжения, но и над собой.

Ссылка на сюжет: http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2013/vesti30_11_13_1.php

Источник: Телестудия Роскосмоса, Телеканал "Россия 24"
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.