Заключительным этапом космического полёта является спуск космического аппарата на Землю. Можно выделить три вида по характеру формирования траектории спуска в атмосфере: автоматический, баллистический и ручной управляемый спуск (РУС). Хотя на данный момент в истории космонавтики не было случая использования РУС, экипажам также нужно его отработать и иметь в резерве.
На этой неделе члены основного и дублирующего экипажей МКС-55/56 – Олег Артемьев, Эндрю Фойстел и Алексей Овчинин, Ник Хейг соответственно – сдавали экзамен по РУС на тренажёре ТС-7, расположенном на базе центрифуги ЦФ-7 и предназначенном для отработки навыков управления на атмосферном участке спуска корабля с орбиты в ручном режиме.
Центрифуга имитирует штатные перегрузки, которые возникают при возвращении спускаемого аппарата (СА) на Землю. Заданные параметры очень близки к реальным условиям – тренажёр позволяет сымитировать правдивую картину спуска. Управляя СА в ручном режиме, оператор должен привести его в заданный район посадки, не превысив допустимые перегрузки и промах (не более 30 км).
Экзаменационный билет состоял из двух частей по четыре режима – для командира и бортинженера. Основной параметр в режиме – внеатмосферный промах. Чем больше перелётный промах, тем круче придётся входить в атмосферу и тем перегрузка будет больше.
«Перегрузки в ручном управляемом спуске зависят от действий оператора, – рассказал Олег Артемьев. – Главная цель – сесть как можно ближе к заданной точке, где нас ждёт поисково-спасательная служба (ПСС). Сегодня нам достался билет с небольшими перелётами-недолётами, поэтому перегрузки были не больше 4,5 единиц. Это немного, так что нам сегодня повезло (улыбается)».
Экзаменационная комиссия оценивала максимальные перегрузки, с которыми был выполнен режим, допущенный промах, ведение репортажа. И командиры, и бортинженеры экипажей МКС-55/56 все режимы отлетали отлично, с незначительными отклонениями, поэтому получили на этом экзамене высшие баллы.