О Центре
Новости
Новости

Антон Шкаплеров: «Было бы здорово первым ступить на другую планету»

05 июня 2018

Не прошло и двух суток с момента возвращения экипажа МКС-54/55 на Землю, а командир корабля «Союз МС-07» Антон Шкаплеров уже готов к «социальной нагрузке», которая является неотъемлемой частью работы каждого покорителя космоса. На сегодняшней послеполётной пресс-конференции в ЦПК Антон Николаевич поговорил с представителями российских СМИ о буднях и праздниках на борту МКС, научной программе, выходе в открытый космос и планах на будущее, в том числе творческих.

Журналисты поздравили Антона Шкаплерова с благополучным завершением его третьего полёта, поблагодарили за интересные и необычные посты в соцсетях во время длительной экспедиции на МКС и по традиции задали вопрос о том, как прошла посадка. «Наше возвращение на Землю происходит довольно быстро, – отметил космонавт. – С момента отстыковки от орбитального блока до посадки проходит примерно три часа, это два витка. Максимальная перегрузка была около четырёх единиц, что не выходит за рамки нормы. Члены моего экипажа первый раз были в космосе и опыта посадки не имели, поэтому я старался подбодрить их, говорил, что это похоже на катание на американских горках. Посадка прошла штатно. Всё сработало чётко буквально до секунды. Первые переговоры с командиром поискового самолёта мы начали, когда только раскрылся парашют, – это около 10 км над землёй. Он сразу увидел нас, и, услышав его приветствие, мы поняли, что всё самое сложное и опасное уже позади».

Антон Николаевич рассказал, что первым после открытия люка спускаемого аппарата увидел врача экипажа – Вадима Шевченко, который отправлял участников 54/55-й длительной экспедиции на МКС в полёт, следил за здоровьем российского космонавта на станции и смог лично убедился, что после приземления состояние экипажа удовлетворительное.

Поскольку это уже третий полёт Антона Шкаплерова, он довольно быстро адаптировался к гравитации. Но впереди его ждёт трёхнедельная реабилитационная программа в ЦПК. «Буквально только что снял одни датчики, а другие на мне находятся со вчерашнего дня, они будут сняты после обеда, – поделился космонавт. – Есть эксперименты, которые мы собираемся проводить на центрифуге и в скафандре, в котором выходим в открытый космос. Цель – понять, сможет ли человек, который, например, полгода летит до Марса, на второй-третий день после посадки надеть скафандр, выйти и работать в открытом космосе. Это уже практически задел для полётов на дальние планеты».

На вопрос о том, как изменилась работа на МКС с момента первого полёта Антона Николаевича в 2011 году, он ответил: «Больше становится экспериментов, в которых участвует сложная техника. Например, сейчас на станции есть ультразвуковое оборудование и много другой аппаратуры по медицине. Естественно, это требует большей подготовки, и, я надеюсь, что выводы будут намного интереснее. Эти исследования показывают, что станция, хотя ей исполняется 20 лет в этом году, в довольно хорошем состоянии. Конечно, очень много работы стало из-за того, что, к сожалению, сейчас не трое, а двое россиян находится на станции, а российский сегмент остался тот же, как и задачи по поддержанию его работоспособности. Чтобы делать больше экспериментов, ещё на Земле у нас была договоренность с руководством полётами, что мы в выходные дни, по желанию космонавтов, будем выполнять исследования, которые не вошли в основную программу. У нас есть так называемый «task list», где они расписаны. Мы их с удовольствием делаем, так как понимаем, что за каждым экспериментом стоят не десятки, а тысячи людей. Поэтому стараемся меньше спать и отдыхать, а проводить эти научные опыты. Не так часто мы летаем в космос, поэтому можно полгода и напрячься».

Недавно в ЦПК появилась хорошая традиция – вести пресс-конференции в прямом эфире. И сегодня прозвучал вопрос от подписчиков официальных страниц Центра подготовки космонавтов в соцсетях об отношении Антона Шкаплерова к марсианской программе. «Мы все романтики и пошли в космонавтику для того, чтобы делать что-то интересное, то, чего не делал никто до нас, – сказал Антон Николаевич. – Конечно, полететь на Марс, первым ступить на другую планету или высадиться на астероид, было бы очень здорово. Если будет возможность, включусь в эту программу. Кого бы я взял с собой? Хотелось бы взять родных и близких, было бы веселее и лучше (улыбается). Но если говорить серьёзно, нужны профессионалы, которые будут помогать в этой работе: врач, учёный... В общем, целая команда».

В завершение пресс-конференции Антон Шкаплеров пожелал удачного старта и плодотворной работе на МКС экипажу ТПК «Союз МС-09», который стартует с космодрома Байконур уже завтра.

Полную версию пресс-конференции смотрите на видео:

 

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
«Космическая» болезнь
Практически каждый космонавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты.