О Центре
Новости
Новости

Грандиозная веха отечественной пилотируемой космонавтики

15 ноября 2018

30 лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур стартовала уникальная транспортная ракетно-космическая система «Энергия-Буран». Многоразовый корабль был совершенно новым летательным аппаратом в истории отечественной космонавтики, собравшим весь накопленный опыт авиационной и ракетно-космической отрасли. 

Работа над  созданием ОК «Буран» началась в 1976 году в ответ на использование американских многоразовых транспортных космических кораблей «Спейс шаттл». Двенадцатилетняя программа создания принципиально новой для нашей страны системы стала самой значимой и масштабной в истории отечественной космонавтики. Уникальный корабль был способен принять экипаж из 2-4 космонавтов. Предполагалось, что один «Буран» рассчитан, как минимум, на 100 полетов с максимальной продолжительностью каждого в 30 суток. Наряду с внешним сходством двух многоразовых кораблей США и СССР были и существенные отличия. Устройство автоматического управления, а также система аварийного спасения для экстренного отделения корабля «Буран» от топливного отсека до сих пор остаются технически непревзойденными.

Задача проведения летно-космической подготовки экипажей для полета на этой системе, в целом, возлагалась на ЦПК имени Ю.А.Гагарина.  В 1976 году в отряд космонавтов Центра были зачислены девять летчиков ВВС для прохождения тренировки по программе «Буран»: В. Васютин, Л. Иванов, Л. Каденюк, А. Волков, Н. Москаленко, В. Титов, Е. Салей, С. Протченко, А. Соловьев. В последующем, пятеро из них выполнили космические полеты, в том числе и на МТКК «Шаттле».

По условиям полетов на «Буране» командир экипажа должен был иметь опыт космических полетов, а правый пилот – мог быть новичком в этом деле.  В связи с этим для выполнения испытательных полетов по программе «Энергия-Буран»  сформировались две группы летчиков-испытателей.

В первую группу подготовки вошли гражданские летчики: Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичус, Александр Щукин и Николай Садовников. Вторая группа для тренировок к полету на Буране состояла из военных летчиков: Иван Бачурин, Алексей Бородай, Владимир Мосолов, Наиль Саттаров, Анатолий Соковых и Виктор Чиркин.

Поскольку летчики-испытатели планировали быть в составе первых экипажей космических полетов на Буране, все они, начиная с 1982 года, прошли курс общекосмической подготовки в ЦПК имени Ю.А. Гагарина.

Всего в Центре подготовки космонавтов прошли ОКП и подготовку в группах по программе «Буран» 35 человек. Главными задачами в этот период для Центра являлись как организация и проведение подготовки летчиков-испытателей, так и обоснование состава, основных параметров и требований к учебно-тренировочному комплексу. За годы программы была проведена колоссальная работа: разработаны проекты на тренажеры сближения и стыковки, манипуляторов, а также ряд тренировочных стендов по безопасности полетов, аварийности режимов спуска и посадки.

Первый и единственный полет  ОК «Буран» проходил в автоматическом режиме. Пустой корабль идеально приземлился на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур 15 ноября 1988 года. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году проект окончательно закрыли.

Программа «Энергия-Буран»  стала триумфом отечественной космонавтики, воплотившим в себе знания и труд сотен тысяч гениальных и квалифицированных специалистов того времени. Идеи, вложенные в создание многоразовой космической системы (МКС), нашли продолжение в современной технике.

Этой осенью Центр подготовки космонавтов дал старт интересной тематической программе «Жизненная энергия «Бурана», посвященной 30-летию полета МКС «Энергия-Буран». Программа, ориентированная на детей и подростков, проводится на базе образовательного Космоцентра и включает в себя знакомство с историей создания Бурана, встречу с одним из летчиков-испытателей, космонавтом-испытателем А.С. Бородаем, посещение оригинальной кабины орбитального корабля, получение практических навыков пилотирования самолета/вертолета с имитацией посадки Бурана, а также участие в мини-викторине, посвященной юбилею запуска системы Энергия-Буран.

   

 Приглашаем вас узнать новые факты о легендарном техническом творении отечественных конструкторов и инженеров и ощутить себя в атмосфере подготовки к космическому полету!

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.