О Центре
Новости
Образовательный раздел
Новости

Спасёт в любой ситуации

08 ноября 2019

Наши постоянные читатели уже много раз посредством фото и видео наблюдали за началом экзаменационных комплексных тренировок (ЭКТ) экипажей в ЦПК, когда космонавты и астронавты идут в скафандрах «Сокол» на тренажёр корабля «Союз». А когда впервые экипажи «встречаются» со своими штатными скафандрами, используемыми в реальном космическом полёте? Как устроен «Сокол» и почему? Разобраться в этих вопросах помогли специалисты ЦПК по подготовке космонавтов и астронавтов по системам жизнеобеспечения.

В Центре подготовки космонавтов есть специальное помещение, где хранятся тренировочные скафандры «Сокол КВ-2», – так называемая «скафандровая». Здесь есть «Соколы» любого размера – для космонавтов ростом от 160 см до 193 см и весом от 50 кг до 90 кг. Большинство этих скафандров, уже побывавших в реальном полёте, по возвращению на Землю продолжают «служить» космонавтике в качестве тренажёров.

Примерка скафандра

Для каждого космонавта и астронавта тщательно подбирается тренировочный скафандр с учётом его пропорций тела. Ведь при одном и том же росте у одного человека могут быть длиннее ноги, у другого – корпус или руки. Например, у каждого скафандра есть возможность регулировать длину рук, бедра, голени в пределах 5 см за счёт специальных лент.

За исключением перчаток, «Сокол» представляет собой одно целое, а в его передней части расположен V-образный клапан, застегиваемый на молнию: именно через этот клапан скафандр и можно надеть. Надевание скафандра представляет собой достаточно сложную процедуру, которую космонавты и астронавты начинают отрабатывать параллельно с теоретической подготовкой по системам жизнеобеспечения корабля.

Подготовку космонавтов и астронавтов по скафандру проводят старший преподаватель Виктор Бондаренко, ведущий специалист Тимофей Егоров и специалист Олег Упшинский. Кроме того, обеспечивать тренировки экипажей в скафандрах помогают сотрудники отделения: старший преподаватель Виктор Спирин, ведущий инженер Наталья Значко, ведущий инженер Анна Сураева. К моменту сдачи экзаменационной комплексной тренировки космонавты и астронавты уже умеют самостоятельно надевать скафандр не только в обычных условиях, но и находясь в противогазах или масках в процессе отработки аварийных ситуаций.

Как же правильно облачиться в скафандр «Сокол»? Сначала вы просовываете ноги в штанины и надеваете нижнюю часть скафандра, затем – продеваете руки в рукава. Дальше следует, пожалуй, самая сложная часть процедуры – нужно просунуть голову через кольцо гермошлема.

После надевания шлемофона необходимо пропустить кабель через кольцо гермошлема и подсоединить его к разъёму внутри скафандра. Затем аккуратно складываем «гармошкой» эластичную часть гермооболочки и очень плотно обматываем её двумя резиновыми жгутами для обеспечения герметичности. Далее скафандр зашнуровывается и застёгивается на молнии. До момента подключения к системе вентиляции в транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз МС» или на тренажёре ТПК для обеспечения комфортных условий в скафандре его вентиляционный шланг подключается к портативному вентилятору (он выглядит как чемоданчик, который носит с собой каждый член экипажа).

Итак, конструкция скафандра «Сокола КВ-2» включает в себя два слоя: силовой – снаружи и герметичный – внутри. «Внутренняя оболочка скафандра состоит из прорезиненного трикотажа, внешняя – из материала «лавсан», – пояснил начальник отделения по системам жизнеобеспечения Дмитрий Гайдуков. – Преимущество лавсана в том, что он термостойкий и прочный. Внутри на гермооболочке прикреплены эластичные трубопроводы системы вентиляции и подачи кислорода. Вентилирующий воздух поступает к ногам, в рукава и шлем, а кислород – только в подшлемное пространство».

Космический «бестселлер»

Действующая модификация аварийно-спасательных скафандров прошла отличную проверку временем и используется уже без малого сорок лет. Впервые «Сокол КВ-2» был испытан в реальном космическом полёте в июне 1980 года экипажем корабля «Союз Т-2». Как любая вещь, скафандр тоже имеет свой гарантийный срок – четыре года. Завод-изготовитель (НПП «Звезда») рассчитал это с учётом того, что в скафандре самое главное – герметичность, а материал внутреннего слоя со временем теряет свои прочностные качества. Может быть, скафандр и через шесть лет останется невредимым, но рисковать космонавтами никто не будет.

Изготовление штатных скафандров начинается примерно за 18 месяцев до полёта со снятия мерок с каждого члена экипажа. На НПП «Звезда» с космонавта или астронавта сначала снимают мерки стоя, потом лёжа на наклонном стапеле, где он находится в той же позе, что и в ложементе. Всего делают порядка 72 замеров. А дальше начинается поистине ювелирная работа – ведь космонавту должно быть удобно работать в «Соколе», находясь в ложементе кресла. Этот скафандр не предназначен для того, чтобы стоять. Его покрой заставляет нагибаться вперёд (вот откуда такая странная походка у покорителей Вселенной, когда они одеты в «Соколы»). Задача – создать ощущение комфорта, когда космонавт займёт своё место в кресле ТПК «Союз». Любое неудобство через 20-30 минут перейдёт в боль, отвлекающую от работы.

Главное – доверие

Поэтому, когда штатные скафандры для полёта готовы, экипаж опять едет на НПП «Звезда» – для примерки. Если возникают какие-то неудобства, их устраняют и примеряют скафандр заново. Когда скафандр готов, космонавт проходит в нём тренировку в барокамере.

«Эта технологическая проверка даёт уверенность и изготовителям, и пользователям в том, что новенький «Сокол» полностью герметичен и сможет спасти жизнь космонавту или астронавту в случае аварийной ситуации – разгерметизации спускаемого аппарата. Два часа космонавт проводит в барокамере с давлением, равным или близким к нулю», – пояснил Дмитрий Гайдуков.

Проверку герметичности скафандра экипаж проводит и во время тренировок в ЦПК, и на космодроме Байконур, а также уже непосредственно перед стартом ракеты-носителя. Для этого закрывается регулятор давления, находящийся на груди чуть ниже гермошлема, и открывается клапан подачи кислорода в скафандр. Делается это после того, как будут надеты гермоперчатки и закрыт гермошлем. На левом рукаве скафандра имеется манометр, по которому определяется избыточное давление внутри скафандра. Если давление в скафандре увеличивается до установленного значения за определённое время, то проверка на герметичность пройдена успешно. Затем регулятор открывается и избыточное давление сбрасывается.

Во время полёта регулятор всегда установлен в режим «0,4». В нормальной ситуации скафандр просто соединён с атмосферой внутри корабля, но если давление в кабине уменьшится, регулятор не позволит давлению в скафандре упасть ниже 0,4 атм (300 мм рт. ст.).

Всё продумано до мелочей, в том числе и гермошлем, для которого используется мягкое стекло – не бьющееся и не дающее бликов. «Но при этом его легко поцарапать, – отмечает Дмитрий Сергеевич. – И чтобы избежать этого, до полёта штатное стекло защищено дополнительным – из авиационного пластика. Вы, наверное, замечали на гермошлемах космонавтов красную полоску – это место крепления защитного стекла, за которым во время тренировок спрятано штатное мягкое стекло. Первый – пластиковый – слой снимается только после того, как космонавт уже разместился и зафиксировался в ложементе перед стартом».

   

Ближайшая экспедиция отправится на МКС весной 2020 года, а в скором времени экипаж МКС-63/64 в составе космонавтов-испытателей отряда космонавтов Роскосмоса Николая Тихонова, Андрея Бабкина и астронавта НАСА Кристофера Кэссиди отправятся на НПП «Звезда» на первую примерку своих штатных скафандров «Сокол КВ-2».

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.