О Центре
Новости
Образовательный раздел
Новости

Экипажи МКС-64 отработали ручной управляемый спуск с орбиты

30 июля 2020

С начала эксплуатации пилотируемых кораблей «Союз» ручной управляемый спуск ни разу не был использован экипажами, но вероятность спуститься с орбиты вручную у космонавтов все же есть. В связи с этим им необходимо научиться выполнять данный режим.

С целью формирования устойчивых навыков ручного управляемого спуска с орбиты тренировки необходимы для командира и бортинженера корабля. Они проходят в течение двух часов и включают в себя до 10 режимов с различными начальными условиями. Режим начинается с момента разделения отсеков ТПК «Союз» и заканчивается вводом парашютной системы спускаемого аппарата.

Командиру и бортинженеру основного экипажа Сергею Рыжикову и Сергею Кудь-Сверчкову до космического полета необходимо выполнить 10 тренировок по ручному управляемому спуску, дублирующему составу – Олегу Новицкому и Петру Дуброву – предстоит отработать 15 тренировок, одну из которых все космонавты выполнят в динамике – с вращением на центрифуге для создания перегрузки в кабине оператора при выполнении режима.

«К восьмой тренировке у оператора сформированы достаточные навыки выполнения этого режима, и мы можем добавить перегрузку», – отметил ведущий специалист по подготовке космонавтов Дмитрий Вовк.

Тренировки  по ручному управляемому спуску в динамике выполняются на тренажерах ТС-18 или ТС-7, расположенных на базе центрифуг ЦФ-18 и ЦФ-7. Данные тренажеры имитируют перегрузки, которые космонавты и астронавты испытывают при возвращении на Землю в спускаемом аппарате (СА), когда он входит в плотные слои атмосферы.

Завершает серию тренировок экзамен, на котором члены экзаменационной комиссии оценивают работу космонавта. В процессе экзамена оператор выполняет всего четыре режима: два в динамике и два в статике.

«Ручной режим управления спуском – это резервный режим, который используется в случае нештатной работы системы автоматического управляемого спуска, – добавил Д. Вовк. – При переходе на ручной режим космонавты используют ручку управления спуском, слева и справа которой расположены кнопки, позволяющие задать угол крена спускаемого аппарата. Задавая угол крена, можно управлять подъемной силой спускаемого аппарата, а, следовательно, управлять перегрузкой и дальностью полета».

С таким сценарием полета на корабле «Союз» перед экипажем стоит задача спуститься на Землю вручную, при этом не превысить максимально допустимую перегрузку и попасть в определенный район посадки для своевременного обнаружения спускаемого аппарата поисково-спасательными службами; то есть удаление от расчетной точки посадки должно быть не более 30 километров.

Более вероятную нештатную ситуацию, которая приводит к переходу на ручной режим управления спуском назвал ведущий специалист по подготовке космонавтов Дмитрий Вовк: «Она может произойти из-за превышения границы внеатмосферного промаха для выполнения автоматического управляемого спуска. Внеатмосферный промах – разница между расчетным и фактическим временем входа в атмосферу, измеряемая в секундах».

Он также объяснил необходимость получения данного навыка космонавтами: «Допустим, граница внеатмосферного промаха равна 30 секундам. При внеатмосферном промахе до 30 секунд автоматическая система управления спуском сможет привести в расчетную точку посадки. Если внеатмосферный промах превышает эту границу, то экипажу предписано перейти на ручное управление спуском».

По мнению инструкторов ЦПК, экипаж МКС-64 показывает хорошие результаты. «Мы тренируем «хитрые» режимы, рассчитанные на продвинутый уровень подготовки, где начальные условия с повышенной сложностью, например с нестандартной центровкой спускаемого аппарата. Это усложняет процесс управления, поэтому при таких режимах нужно выбирать между "превысить допустимую перегрузку" и "превысить допустимую дальность"», – уточнил инструктор ЦПК.

Старт транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-17» намечен на октябрь 2020 года. В основной экипаж МКС-64 входят космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, астронавт НАСА Кэтлин Рубинс. Дублирующий экипаж состоит из космонавтов Роскосмоса Олега Новицкого и Петра дуброва, астронавта НАСА Марка Ванде Хая.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.