О Центре
Новости
Новости

Экстрим и многозадачность – новый этап в обучении кандидатов в космонавты

02 сентября 2020

У кандидатов в космонавты набора 2018 года продолжается второй этап специальной парашютной подготовки (СППК). Вот уже третью неделю Константин Борисов, Олег Платонов, Кирилл Песков, Сергей Микаев, Евгений Прокопьев, Александр Гребенкин, Александр Горбунов и Алексей Зубрицкий находятся в аэроклубе на окраине г. Мензелинска (республика Татарстан). Здесь будущие космонавты участвуют в тренировках по уникальной методике, представленной и отточенной специалистами 3-го управления ЦПК по экстремальным видам подготовки специально для покорителей космоса.

Из 40 прыжков, предусмотренных программой подготовки на данном этапе СППК, кандидаты в космонавты выполнили уже больше половины. Каждый прыжок с парашютом сопровождается обязательным элементом испытания - ведением репортажа. Обучаемый начинает его за несколько минут до отделения и ведет до приземления. 

«Нас сейчас учат вести репортаж без остановки даже в самые эмоциональные моменты - подход к обрезу двери, отделение, работа в свободном падении, разбежка, раскрытие парашюта, момент посадки – комментирует процесс обучения кандидат в космонавты Константин Борисов. Крайне полезно и интересно вместе с инструктором прослушивать свои аудиозаписи по итогам дня и отмечать паузы, оговорки, лишние слова, сравнивать время решения заданий. Также при ведении репортажа есть ключевые задачи, которые обязательно нужно выполнить. С каждым новым прыжком ощущается значительный прогресс в качестве ведении репортажа».

Кандидат в космонавты Олег Платонов, на счету которого 91 прыжок с парашютом, также считает этот вид подготовки очень полезным для будущих космонавтов. «СППК позволяет воспитывать смелость и мужество, учит справляться с эмоциями, переступать через волнение, - уверен Олег. – Навык грамотного ведения репортажа незаменим в профессии космонавта, особенно когда речь идет о передаче информации на Землю в случае нештатной ситуации в полете».

 

Под воздействием эмоциональной нагрузки, создаваемой экстремальными условиями прыжка с высоты нескольких тысяч метров, космонавту также важно сохранять высокую работоспособность. Так, методика СППК включает решение специальных карточек с заданиями во время выполнения прыжка.

После отделения от самолета у космонавта есть около 60 секунд на решение задания. Например, это может быть таблица с числами и буквами, закрепленная на запястье обучаемого перед посадкой в самолет. Дополнительно, находясь в состоянии свободного падения, космонавту необходимо вести репортаж, следить за положением тела, обращать внимание на высотомер, чтобы вовремя раскрыть парашют. Так воссоздается состояние эмоционального стресса, необходимое для активизации и развития профессиональных качеств космонавта: внимание, память, скорость принятия решений, логическое мышление. Один из примеров простого задания – расположить представленные в таблице 16 чисел в порядке возрастания (№44). Более сложный тест – это черно-красная таблица (№61). Здесь космонавту необходимо выстроить числа в ряд по правилам, а именно чередовать: красные – в возрастающем порядке, а черные в убывающем.

  

«Казалось бы, карточка содержит простую математическую задачу, которая решается на земле за 20-30 секунд, - рассказывает инструктор кандидата в космонавты Кирилла Пескова Руслан Ельцов. - Решить ее во время прыжка, контролируя положения тела и высоту, способен далеко не каждый. Космонавт в условиях свободного падения со скоростью 220-250 км/ч. должен последовательно справиться с рядом задач - приемом и анализом информации, указанной в карточке, поиском решения и его реализацией».

По словам Руслана Ельцова, который также является начальником штаба сбора, кандидаты в космонавты демонстрируют хорошие результаты, воспроизводя навыки, полученные на первом этапе парашютной подготовки. «Опыт тренировок, пройденных в прошлом году, сохранился, - уверен Кирилл Песков. - Интересно осознавать, что навыки свободного падения закрепились. Достаточно быстро вспомнилось все, чему учили нас год назад».

Каждый прыжок испытуемый выполняет со специальным оборудованием – диктофоном, шумозащитным шлемом, карточками с заданиями. После приземления инструкторы, врач и психолог ЦПК оценивают поведение кандидата в космонавты во время прыжка, его эмоциональное состояние, правильность решения задачи и грамотность ведения репортажа.

«На сегодня, выполнив 22 прыжка, мы успешно справились с пятью типами заданий – логическими и математическими, - делится успехами своей группы Константин Борисов. Впереди – карточки с творческими заданиями. Мне нравится сравнивать время, потраченное на решение задачи на земле и в воздухе. С одной стороны, спешка вредит результату - можно допустить ошибку, а с другой, даже если намеренно не торопишься, в свободном падении сосредоточен на все 100%, и решение занимает меньше времени»».

«Для меня самое сложное в прыжке - это момент отделения и покидания воздушного судна, - делится впечатлениями Олег Платонов. - В первую очередь я настраиваюсь, решительно подхожу к обрезу двери. В этом момент происходит закалка психики. Преодолев волнение, выпрыгиваю. От прыжка к прыжку переживания уменьшаются».  

По программе второго этапа на предстоящей неделе группе ОКП предстоит выполнить еще 18 прыжков с дополнительными заданиями. Важную роль в выполнении учебного плана играет погода. Но даже при неблагоприятных условиях работа на аэродроме продолжается. Кандидаты в космонавты закрепляют знания по укладке спортивного парашюта, проходят тренажи вместе со своими инструкторами по элементам выполнения прыжка. Освободившиеся из-за нелетной погоды часы кандидаты в космонавты посвящают спортивным занятиям – в сентябре им предстоит сдача зачетных нормативов по физкультуре.

Источник: Пресс-служба ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Белое солнце пустыни
Известно, что у советских и российских космонавтов есть традиция — перед отлётом смотреть фильм «Белое солнце пустыни». Оказывается, у этой традиции есть логичное обоснование. Именно это кино показывалось космонавтам как эталон операторской работы — на его примере им объясняли, как правильно работать с камерой и строить план.