О Центре
Новости
Новости

Олег Скрипочка: «Быть командиром в таком экипаже – удача!»

21 сентября 2019

До старта ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ» и транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-15» осталось всего четыре дня. Уже сейчас можно сказать, что этот полёт войдёт в историю пилотируемой космонавтики. Во-первых, в 19-й экспедиции посещения Международной космической станции (МКС) впервые примет участие гражданин Объединённых Арабских Эмиратов. Во-вторых, это будет крайний, семидесятый, запуск ракеты «Союз-ФГ». О подготовке к полёту, планируемой научной работе, взаимоотношениях в экипаже, создании эмблемы и многом другом побеседовала с командиром ТПК «Союз МС-15» Олегом Скрипочкой редактор пресс-службы ЦПК Светлана Носенкова.

Олег Иванович, вы впервые полетите в качестве командира корабля. До этого вы дважды были бортинженером. Как вы относитесь к новому назначению? Пришлось ли дополнительно изучать какие-то дисциплины, которые не осваивают бортинженеры?

– Конечно, это огромная ответственность и в то же время – высокий уровень доверия ко мне. У меня уже был опыт подготовки в качестве командира корабля в 2015 году, правда, в дублирующем экипаже. Но в полёт командиром я действительно отправлюсь впервые. Что касается подготовки, то она идентична у командира и бортинженера, поскольку они взаимозаменяемы по своей квалификации. Бортинженер должен быть готов в любую минуту подменить командира, если что-то произойдёт. Но командир несёт ответственность за весь экипаж.

– Также вы будете командиром 62-й длительной экспедиции на МКС. Какие задачи в этой должности для вас первостепенны? Какую подготовку проходит командир МКС?

– Особенно ярко обязанности командира станции или ответственного за сегмент должны проявиться в случае аварийных ситуаций, которых, надеюсь, у нас не будет. В плане подготовки помимо знания российского сегмента (РС) МКС нужно было пройти дополнительные занятия у наших партнёров на американском сегменте, в состав которого также входят европейский и японский научно-исследовательские модули. Я изучал, например, операции с роботом-манипулятором, элементы сближения и причаливания грузовых кораблей «Dragon» и «Cygnus», чтобы иметь представление о работе коллег на американском сегменте, понимать, что в какой момент происходит.

Командир МКС должен следить и за психологическим климатом на станции. Поскольку работы, как правило, много, то космонавты и астронавты могут работать на своих сегментах неделю и не пересекаться, если не будет необходимости в обмене какими-то материалами или аппаратурой. Поэтому по выходным традиционно стараемся встречаться, организовывать совместные ужины с просмотром фильмов или прослушиванием музыки.

– Некоторые экипажи даже организовывали на МКС дружеские концерты. А у вас экипаж музыкальный?

– Честно говоря, не задавался этим вопросом (смеётся). Надо будет узнать. Сам я музыкальными инструментами не владею, но гитара на борту есть, если что.

– На предполётной пресс-конференции в ЦПК вы уже отмечали, что, несмотря на отсутствие опыта космических полётов, у ваших коллег по экипажу хорошая подготовка. А какие ещё качества Джессики Меир и Хаззаа Аль Мансури вы бы отметили? Что в их характерах считаете важным для успешного выполнения программы полёта?

– Я вижу, что Хаззаа и Джессика очень мотивированы на полёт и выполняют даже больше, чем в принципе необходимо по уровню квалификации. Они любознательны, работящи, дисциплинированы. Это очень помогает. Но самое главное – у них есть желание работать в команде, готовность решать задачи сообща. И в принципе у нас сложились хорошие дружеские взаимоотношения, мы быстро нашли общий язык. Думаю, в полёте у нас всё будет нормально.

– Каждый командир старается включить в эмблему корабля какие-то знаковые для него символы. Помимо фамилий членов экипажа на национальном языке, флагов стран-участниц полёта, знака Роскосмоса и надписи «Союз МС-15» что вы включили в эмблему и почему?

– Когда разрабатывалась эмблема, мне хотелось сохранить определённую преемственность с первым полётом. Всё-таки когда первый раз летишь, остаются наиболее яркие впечатления. Поэтому у нас та же форма эмблемы – шестигранник. Ещё в моих первых двух полётах на эмблемах присутствовало изображение журавля. Здесь у нас тоже есть птица – полярная крачка. Она, как известный рекордсмен по дальности миграции, стала символом нашей длительной экспедиции. Помимо изображения ТПК и МКС, нашего общего космического дома, у нас на эмблеме центральное место занимает Луна – как наша следующая цель. Тем более, в этом году исполнилось полвека с момента высадки американцев на Луну, и в честь юбилея этого значимого для всего человечества события цветовая окантовка нашей эмблемы совпадает с той, что была на эмблеме «Аполлона-11».

– Только по российской научной программе в период вашего полёта запланировано свыше пятидесяти экспериментов. Какое направление вам наиболее интересно?

– Пожалуй, зрелищнее всего наблюдение за нашей планетой. Тем более что у нас меняются задачи, совершенствуется оборудование. Мы будем изучать как техногенное воздействие на атмосферу, так и природные явления. Для МЧС отслеживаем ситуации, которые могут перерасти в стихийные бедствия – пожары, наводнения – и максимально оперативно сообщаем о них на Землю. Во втором своём космическом полёте я открыл для себя такое очень интересное явление, как серебристые облака. Мой опытный американский коллега Джеффри Уильямс показал, где их найти, а дальше я уже разбирался – в каком ракурсе, при каком освещении их лучше снимать. Получались совершенно разные кадры. В этом полёте хочу продолжить данные наблюдения. Надеюсь, это будет интересно и полезно не только для меня.

Также с нетерпением жду продолжения эксперимента, начатого Олегом Кононенко, – выращивание клеток с помощью 3D-биопринтера. Это уникальная работа, которую кроме россиян ещё никто не проводил в космосе. Интересно будет также провести исследование влияния факторов космического пространства при экранировании магнитного поля Земли на свойства культур микроорганизмов различных систематических групп (эксперимент «Биомаг-М»).

– Хаззаа Аль Мансури летит на МКС всего на восемь дней. Будете помогать ему справиться со всеми поставленными перед ним задачами?

– Конечно, поможем. Помимо экспериментов по программе его страны, он будет также участвовать в российских и американских научных программах. Например, Хаззаа выполнит эксперимент «Профилактика», где будут задействованы беговая дорожка и наша аппаратура. По-моему, это уникальный случай для кратковременных экспедиций посещения. Также ему нужно сфотографировать его Родину – города ОАЭ, объекты Персидского залива, Средиземного моря. Список задач очень длинный для 8-суточного полёта. Надо многое успеть, поэтому у Хаззаа всё расписано чуть ли не по минутам.

– Мы часто пишем о предполётных традициях экипажей. А есть ли традиции, связанные с МКС? Например, когда вы переходите из корабля на станцию?

– Вы угадали. Когда мы переходим на МКС, экипаж оставляет наклейку своей эмблемы рядом со стыковочным узлом, к которому пристыковался корабль. На станции целая галерея эмблем (улыбается). А ещё у нас есть официальная традиция – после прилёта на МКС мы проводим видеосеанс связи с руководством и родными.

– К слову о родных. На Байконур приехали вас провожать в полёт и наблюдать за стартом ваша жена и дети. Привыкли родные к вашим космическим длительным командировкам?

– Сейчас уже да. Когда отправлялся в первый полёт, дочке Даше было всего пять лет, а сыну Денису – 2,5 годика. И после моего возвращения они смотрели на меня с некоторым удивлением – кто это такой пришёл. Ведь для маленьких детей полгода – это целая жизнь (улыбается). Ко второму моему полёту дети уже подросли и всё понимали. А сейчас – тем более. Конечно, труднее всего жене Елене приходится, ведь начался учебный год: много занятий, уроков, домашних заданий, организационных вещей. И всё это ложится на её плечи. Кстати, позывной я тоже попросил жену мне подобрать. Было несколько вариантов, но остановились на «Сармате». Дело в том, что я родился на Северном Кавказе, большую часть школьных лет провёл на Украине, а сармат – это название одного из народов, который жил в тех краях. Вот такая ассоциация получилась с моей малой родиной и с нашей историей.

– А индикатор невесомости вам дети выбрали?

– У дочки с детства одним из излюбленных персонажей был единорог. Она его часто рисовала. Поэтому выбрали мне мягкую игрушку единорога – красивую и компактную, чтобы ничему не мешала в корабле. Сын её тоже одобрил.

– Пусть этот волшебный персонаж принесёт вам удачу в полёте!

– Спасибо!

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.