Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный к тому времени опыт ракетно-космической и авиационной техники и по своей конструкции и характеристикам значительно превосходящий все ранее созданные в нашей стране КК. В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю «Буран»: в его состав входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, сгруппированных в более чем 50 бортовых систем и объединенных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 жгутов кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей.
При начальной массе орбитального корабля в космосе около 105 т «Буран» позволял доставлять на орбиту до 30 т полезного груза.
Особое качество «Бурана» - способность возвращать с орбиты на Землю до 20 т при посадочной массе 82 т. Для размещения груза на корабле был предусмотрен большой отсек полезного груза (ОПГ) диаметром 4.7 м, длиной 18.3 м и общим объемом около 350 м3.
Общая длина «Бурана» - 36.4 м, высота на стоянке - 16.5 м, диаметр окружности, описываемой вокруг поперечного контура фюзеляжа, - 5.6 м, размах крыла - 24 м.
Планируемая численность экипажа (2-4 человека) может увеличиваться до 10 человек за счет космонавтов-исследователей.
Максимальная длительность полета до 30 суток.
Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальной теплозащитой, так как при спуске и торможении в атмосфере максимальная температура на носке фюзеляжа и передней кромке крыла достигала 1500-1600°С, на наветренной поверхности фюзеляжа - до 1300°С, на подветренной - до 700°С. В зависимости от места установки использовалось покрытие двух типов: в виде плиток разной толщины на основе супертонкого волокна окиси кремния (рабочие температуры до 1250°С) и гибких элементов высокотемпературных органических волокон(рабочие температуры до 370°С). Для самых нагреваемых участков корпуса - кромки крыла и носового кока - использовался материал на основе углерода (рабочие температуры 1250-1650°С), прикрепляемый к конструкции ниобиевыми стержнями.
Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите обеспечиваются значительным запасом топлива (7.5 т), который можно увеличить до 14 т, установив дополнительные топливные баки.
Одной из самых сложных систем «Бурана» является его объединенная двигательная установка (ОДУ), работающая на жидком кислороде и синтетическом углеводородном горючем - синтине. С помощью ОДУ выполняются все динамические операции с момента прекращения работы второй ступени «Энергии» и до завершения спуска ОК в атмосфере.
|
|