14 ноября 2011 года в путь к Международной космической станции отправится очередной экипаж, и в эфире раздастся его позывной: «Астрей» – так звали персонажа древнегреческой мифологии, который олицетворял звёздное небо. В какой-то мере каждый космонавт подобен этому мифическому герою, ведь он тоже обитатель звёздных высот. Для экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-22» орбитальная станция станет домом на 124 дня.
Сейчас космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и астронавт НАСА Дэниел Бёрбэнк заканчивают подготовку к старту. «Заправлены в планшеты космические карты», багаж для путешествия уложен, до отправления космического корабля остались считанные дни. О шаге, который осталось сделать до космоса, о космическом полёте и подготовке к нему – в общем, о сбывающейся мечте рассказывает в своём предполётном интервью командир космического корабля «Союз ТМА-22» Антон Шкаплеров.
– Антон Николаевич, на днях Вы по традиции вместе с экипажем посетили Красную площадь. Чем были насыщены Ваши дни накануне? Какие тренировки были в расписании? Какой вид подготовки для тех, кто вот-вот отправится в космос, становится основным?
– На финальном этапе подготовки к полёту основное время занимали тренировки на тренажёре ТДК космического корабля «Союз» и на тренажёре российского сегмента Международной космической станции. Очень много времени заняла также подготовка к экспериментам, которые будут проводиться на борту станции – они требуют длительной подготовки. Какие-то из них мы делаем вместе, какие-то возлагаются на определённого члена экипажа. На каждого из нас выпадает около 50 исследований. К нам приезжают постановщики экспериментов – специалисты из различных научных организаций, институтов, университетов, с заводов, привозят оборудование, точно такое, какое будет у нас на станции. Всё «вживую»: мы тренируемся на Земле, выполняем те же действия, которые предстоит выполнить на борту – причём без заминки. Суть исследований заключается в том, чтобы выяснить, как влияют условия космического полёта на тот или иной организм, вещество и так далее. Эксперимент может длиться от 10 минут до нескольких суток, даже месяцев. Особенного внимания и точности требуют эксперименты, над которыми мы работаем в онлайн-режиме вместе с постановщиками на Земле. Нужно точно рассчитать время: ты начинаешь исследование в космосе, и ровно в это же время специалисты приступают к такому же исследованию на Земле. Главное, чтобы начало и окончание на Земле и в космосе совпали. По возвращении экипажа учёные сопоставляют «земные» результаты с «космическими».
– Вы в шаге от космоса, в шаге от исполнения своей мечты. А какие были первые шаги к ней? Расскажите, пожалуйста, о начале подготовки, о том, как Вы решили стать космонавтом?
– В 70-е годы, когда я родился и рос, космонавтика была на пике популярности. Когда я впервые задумался, как мне стать космонавтом, то понял: сначала необходимо стать профессиональным лётчиком-истребителем. Первый набор космонавтов, «гагаринский», состоял из истребителей, и я решил последовать их примеру. Мне казалось, что космонавтами в основном становятся выходцы из военных лётчиков, поэтому я наметил себе первую цель – стать лётчиком – и шаг за шагом к ней шёл. Следил за своим здоровьем, старался учиться как можно лучше в школе, занимался спортом. Естественно, вредные привычки, такие как курение, алкоголь и наркотики, мне были не известны.
Когда мне исполнилось 15 лет, я пошёл в авиационный клуб ДОСААФ в Севастополе, где я родился. В этом клубе мальчишки учились летать на спортивных самолётах с 15 лет. Когда тебе исполнялось 16, то, по существующим законам, ты уже мог летать сам. Это было очень интересно! Вот и получилось, что я сначала «получил права» на управление самолётом, а права на вождение машины – только в 18 лет. (Смеётся.) Освоение неба началось с первого прыжка с парашютом, потом мы начали летать. Может, не сразу всё у меня стало получаться, но за 2 года в клубе я так сильно втянулся, что понял: дальнейшую жизнь я свяжу с небом. Может быть, не очень-то верилось, что я действительно стану космонавтом, что я буду одним из тех, кого берут в отряд, но, по крайней мере, мне верилось, что я смогу стать лётчиком. Авиация меня очень сильно затянула. Хотя я родился в морском городе, в семье моряка-подводника, и все, кто меня окружали, были связаны с морем, меня привлекло не море, а небо. Все из моей школы, из моего района шли в моряки – а я единственный пошёл в лётчики! (Улыбается.)
Я довольно неплохо отучился в школе и без особых затруднений поступил в Черниговское лётное училище. Время моей учёбы в училище пришлось на перестройку. Когда делили Советский Союз, многое стало меняться, произошли изменения и в существующей армии, и, чтобы продолжить летать, мне надо было перевестись на дальнейшее обучение в Россию. После 3 лет в Черниговском училище я перевёлся в Качинское лётное училище в Волгограде и закончил его 2 года спустя. Так как я окончил училище с отличием, мне было предложено без экзаменов поступать в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Жуковского в Москве, по специальности «проектирование и испытание летательных аппаратов», где я мог бы получить теоретические и практические навыки, чтобы в будущем стать лётчиком-испытателем. Это было очень интересное обучение! Мы не только получили прекрасное военное образование, но ещё и развивались как лётчики-истребители. У нас была лётная практика в Краснодарском крае, в станице Кущёвская. Мы летали на современной технике, истребителях МиГ-29, в летние периоды после 1 и 2 курса соответственно. А когда я уже после академии пришёл в полк, оказалось, что некоторые мои однокашники по училищу за несколько лет ни одного полёта не смогли сделать – видимо, из-за проблем с керосином, его просто не было. В те времена всё сокращали…
В полку я прослужил несколько месяцев. Потом полк был расформирован, а я попал в Кубинку, в Центр показа авиационной техники, в эскадрилью подготовки пилотажных кадров. В этой эскадрилье готовят молодёжь, которая дальше идёт в пилотажную группу – либо в «Стрижи», либо в «Русские витязи». В Центре я пролетал 5 лет, вышел на хороший уровень, стал военным лётчиком-инструктором 2-го класса, учил летать других.
А когда мне исполнилось 30 лет, я понял, что пришёл момент осуществить свою давнюю мечту – стать космонавтом. Тогда, как и сейчас, при поступлении в отряд космонавтов существовал возрастной ценз. Максимальный возраст, в котором можно было начать отбор в отряд, составлял как раз около 30 лет. У меня отбор занял год или полтора от силы, это немного, и я прошёл в 13-й набор ЦПК. Это было в 2003 году, 8 лет назад. Сначала я обучался 2 года в группе общекосмической подготовки, потом уехал в Хьюстон представителем Центра подготовки космонавтов в НАСА. Затем я вернулся из Хьюстона и, когда был в отпуске, мне сказали, что я назначен в дублирующий экипаж! Я шёл к своему полёту быстро, семимильными шагами. Два раза дублировал основные экипажи, а сейчас являюсь командиром космического корабля «Союз», который должен, дай Бог, 14 ноября стартовать в космос. (Улыбается.)
Экипаж ТПК «Союз ТМА-22»: Дэниел Бёрбэнк, Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин
– Так получилось, что старт несколько раз переносился. Как-то это отразилось на Вашей подготовке?
– Буквально накануне аварии с грузовиком, из-за которой наш старт стал откладываться, мы успели сдать все экзамены, успешно пройти комплексные экзаменационные тренировки, медицину, подготовиться по научным экспериментам. Мы уже готовы были вылетать на Байконур, чтобы через пару недель «стартануть» в космос. Сейчас мы уже четвёртую неделю были бы в космосе. Когда же наш старт был перенесён, мы вошли в режим поддержания навыков. Сейчас продолжаются плановые тренировки на тренажёрах корабля и станции. И по мне, и по Анатолию Иванишину видно: духом не падаем! Мы же ещё не летали и, конечно, хотим поскорее «стартануть»! (Улыбается.) Просто переносится старт, и это не самое плохое, что мы могли бы ожидать. Несмотря на изменения в графике, ни в какой отпуск нас не отпустили, мы по-прежнему ходили каждый день на работу (Улыбается.).
– Вы готовитесь к полёту в составе международного экипажа. Расскажите, пожалуйста, о них – Ваших товарищах, коллегах, друзьях. Какие они?
– Начну с Анатолия. Мы познакомились, когда пришли в отряд. Мы из одного набора, и эти 8 лет мы прошли вместе, бок о бок. Анатолий – очень умный человек, порядочный офицер, хороший военный лётчик. Он летал, по-моему, более чем на 5 типах самолётов – МиГ-29, Су-27 и других. Как и я, летать начал он ещё в школе, в космос шёл через авиацию, и, как и я, он не может без неба.
Наш американский коллега, Дэниел, старше и опытнее нас с Анатолием. За его плечами уже 2 полёта, он совершил выход в открытый космос. Дэниел – полковник, профессиональный вертолётчик, служил в береговой охране. У него, по-моему, более 300 спасательных вылетов. Он порядочный человек и хороший профессионал. Когда мы стартуем и встретимся с новыми ощущениями, ещё не испытанными здесь, на Земле, я надеюсь, он нас поддержит и поможет.
Дэниел обладает хорошим чувством юмора, а ещё он хорошо играет на гитаре, в компании с ним весело. Иногда не чувствуешь, что он американец, а ты русский. Мы как-то с ним говорили о том, что всего 15 лет назад было тяжело представить, что мы, два полковника – один из России, другой из Америки, – можем сидеть рядом, дружески разговаривать, пить чай или петь песни под гитару.
«Мы, два полковника – один из России, другой из Америки…» С Дэниелом Бёрбэнком на тренировках в ЦПК
Экипаж 29/30-й длительной экспедиции на МКС в НАСА…
… и на космодроме Байконур
В общем, с экипажем мне повезло! Я считаю, что мы являемся одним из самых сильных экипажей, которые находятся на подготовке. Я уверен, что наш полёт пройдёт гладко – конечно, не без трудностей, но всё преодолимо. Когда вернёмся на Землю, мы будем так же здороваться друг с другом и улыбаться, не вспоминая о невзгодах.
– Надеемся, их всё-таки не будет! Скажите, а были в вашей совместной подготовке какие-нибудь весёлые, забавные случаи, о которых по возвращении на Землю можно будет вспомнить, посмеяться при встрече?
– У нас всегда всё весело проходит! (Смеётся.) Мы стараемся не зацикливаться на неудачах или ошибках и обязательно всё переводим в шутку. Даже если что-то не получается, мы понимаем, что идёт процесс обучения и тренировки. Бывает, кто-то ошибается, и тогда главное – разобрать ошибку, чтобы её уже не повторить.
Земные будни космонавтов заполнены постоянными тренировками
– Интересно, а следует ли Ваш экипаж каким-нибудь приметам – «общекосмическим», которые чтят все космонавты, или, может быть, собственным приметам экипажа?
– Собственных примет у нас нет. Я бы не сказал, что мы суеверные люди – ни я, ни Анатолий, ни Дэниел. Что касается всех традиций, которые существуют ещё со времён зарождения пилотируемой космонавтики, то мы стараемся их придерживаться. Есть традиции основного экипажа, есть традиции дублирующего экипажа. Когда мы были дублёрами у Александра Самокутяева и Андрея Борисенко, мы следовали традициям, в том числе и наш американский коллега. К примеру, в день старта Александра и Андрея батюшка окроплял экипаж святой водой на дорогу, читал молитвы, говорил напутственные слова. Батюшка окропил святой водой и нас. Потом мы шли, по лицу Дэниела стекала святая вода, и он был так счастлив: хоть он и не православный, но тоже следует принятым в космонавтике традициям.
Комплексные экзаменационные тренировки.
Анатолий Иванишин, Антон Шкаплеров, Дэниел Бёрбэнк
– Как здорово, что в экипаже есть такое единство!
– Да! По традиции, перед отъездом на Байконур мы едем отдохнуть дней на 5 в какой-нибудь подмосковный санаторий и перед этим обязательно заезжаем в Сергиев Посад, в Лавру. Прикладываемся к мощам Сергия Радонежского и других святых, и наши иностранные коллеги ходят вместе с нами, стоят на службе. Приятно, что они с уважением относятся к православию.
На Байконуре. Весна 2011 года. Д. Бёрбэнк, А. Шкаплеров и А. Иванишин дублируют экипаж А. Самокутяева, А. Борисенко и Р. Гарана.
Так повелось, что дублирующий экипаж накануне старта основного экипажа возлагает цветы к памятнику Ю. А. Гагарину, посещает музей космонавтики и знакомится с национальными традициями казахов
– Вы просите коллег, которые уже побывали в космосе, немножко рассказать о том, как «там»? Может быть, они дают Вам советы, как быстрее приспособиться к новой обстановке, или раскрывают секреты обустройства быта на МКС? Есть такое?
– Да. Так всегда было. Во время подготовки, если слышишь, что недавно вернувшийся космонавт рассказывает о своём полёте, стараешься всё запомнить. В нашей ситуации получается так, что пересменка, которая будет у нас и Сергея Волкова, займёт всего 5 дней. За 5 дней рассказать, что где лежит на всей станции, которая по площади, как футбольное поле, очень трудно! Сложнее всего с запанельным пространством – ну, скажем так, «шкафами», которых на МКС множество. Даже в специальной базе данных невозможно отразить расположение всех предметов.
Как я уже сказал, по сравнению с другими экипажами у нас будет очень мало времени на пересменку, и поэтому сейчас мы активно консультируемся и с космонавтами, которые только-только прилетели – с Александром Самокутяевым и Андреем Борисенко, и с теми, кто уже имеет большой опыт полётов. Фёдор Юрчихин встречается с нами почти каждую неделю по несколько раз, чтобы рассказать о станции. Александр Калери приносит свои фотографии и видеозаписи, которые помогают понять, как вести «домашнее хозяйство» в космосе. Сергей Волков снял пояснительный фильм о станции и сбросил на Землю. Учебники и занятия – это основа, но практические подсказки, которые дают опытные люди, бесценны. Шаг за шагом коллеги объясняют, где что лежит, ведь в жизни не всё так, как в учебниках и инструкциях. Многое уже поменялось. Что-то космонавты меняли специально под себя – для удобства. Мы консультируемся с коллегами по разным бытовым вопросам: как приготовить себе пищу, как заниматься спортом на тренажёрах, как после этого привести себя в порядок, как следить за станцией – это ведь дом, как на Земле, только мы там одни, помощников по хозяйству у нас нет. Опыт слетавших космонавтов нам просто необходим.
– Вы готовились к полёту в течение 8 лет. Интересно, а семья космонавта тоже как-то особо готовится к полёту? Есть ли у неё своего рода «космическая подготовка»?
– Да, семья тоже по-своему готовится к космическому полёту и очень меня поддерживает! Конечно, близкие переживают, и чем меньше дней остаётся до старта, тем сильнее чувствуется нервозность. Жена понимает, что ей придётся полгода быть одной и решать какие-то вопросы самостоятельно – пусть с помощью родных и друзей, но всё-таки без меня. Детям попроще, они погружены в учёбу: ходят в садик и в школу. Им интересно, как это, когда твой папа летит в космос? Для них полёт – что-то вроде командировки. Я из командировок всегда привожу домой что-нибудь сладкое – вот, наверное, и в этот раз они будут ждать, что я из космоса тоже привезу гостинцы! (Улыбается.)
Космонавт и его семья.
Антон Шкаплеров с женой Татьяной, дочерьми Кристиной и Кирой
– Будете проверять уроки с орбиты?
– Да, я думаю, уроки надо проверять! (Смеётся.) Хотя дома я их проверяю не каждый день. Время от времени старшая дочь, Кристина, просит ей помочь с заданиями или проверить уже сделанные. Я знаю, что космонавты уделяют проверке уроков детей достаточно времени даже во время полёта. Могут в обед позвонить, узнать, что задано, к вечеру попытаются решить сами, а потом отправят задачку на Землю, чтобы сравнить результат. Да, есть такое, это успокаивает, расслабляет космонавтов на станции. Это своего рода релаксация. Так космонавт не чувствует себя оторванным от Земли и от родных. Получается, что проверка уроков – хорошая психологическая поддержка для космонавтов! (Улыбается.)
– Космическое воспитание Вашим дочерям обеспечено!
– Да! (Смеётся.)
Антон, Кира и Кристина Шкаплеровы
– Когда представится возможность позвонить на Землю первый раз из космоса, наверное, первый звонок будет семье.
– Да, конечно.
– А второй?
– Думаю, я позвоню родителям, которые тоже очень переживают за меня, а дальше не знаю. Как пойдёт! (Улыбается.) Может, придётся кому-то позвонить по делу, например, в ЦУП, что-то спросить.
Антон Шкаплеров вместе с семьёй в Севастополе – родном городе космонавта
– Как мы уже говорили, Ваша мечта вот-вот исполнится. Не могли бы Вы сказать несколько слов для тех, кто мечтает о космосе и вообще всем тем, у кого есть мечта и кто хочет её исполнить?
– Чтобы добиться своей мечты и стать космонавтом, надо очень серьёзно работать над собой. Успех – это хорошая учёба, это здоровье, и нельзя сказать, что нужно только что-то одно. Нужно всё, в комплексе, причём и знания, и здоровье должны быть на высоком уровне. Надо заниматься спортом, не курить, не пить, наркотиками не баловаться. Главное – поставить перед собой цель и наметить к ней путь. Не обязательно становиться, как я, военным лётчиком. Можно пойти в гражданскую авиацию, можно стать профессиональным инженером, врачом, учёным, потом отработать три года в космической отрасли и тогда подавать заявление в Отряд космонавтов. Обязательно нужно иметь ещё два качества, без которых не получится реализовать ни одну мечту, не только о космосе, – это трудолюбие и упорство. В принципе, если всё, о чём я говорил, есть, то исполнение мечты стать космонавтом вполне реально. Я сужу по своему опыту, по тому, что имею за плечами сам. Кроме того, я вижу, как сейчас отбираются ребята. После меня было уже два набора. Чтобы стать космонавтом, не надо быть олимпийским чемпионом или иметь семь пядей во лбу. В отряд идут обычные ребята с хорошим здоровьем и качественными знаниями. Повторюсь, и знания, и здоровье должны быть на высоком уровне.
– Большое спасибо! Желаем благополучного старта, успешного полёта и мягкого приземления! Будем ждать Вас на Земле!