О Центре
О Центре
Новости
Биографии космонавтов СССР и РФ

ЕЛИСЕЕВ

Алексей Станиславович

 

Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 15/36                                    ВИДЕОБИОГРАФИЯ  КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 3
 
НАЛЕТ: 8 суток 22 часа 22 минуты 33 секунды
 
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 1
 
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 0 часов 37 минут
 
МИРОВОЕ ПЕРВЕНСТВО:

- участник первой в мире стыковки КК с орбитальной станцией («Союз-10», «Салют», 1971 г.).

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

Родился 13 июля 1934 года в городе Жиздра Калужской области, РСФСР.

В 1950 году сменил фамилию отца (Курайтис) на фамилию матери (Елисеев).

ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1943 году окончил два класса школы в городе Боровое Кокчетавской области, в 1946 году окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области.

В 1951 году окончил среднюю школу №167 города Москвы.

В 1957 году окончил МВТУ им.Н.Э.Баумана, получил диплом инженера-механика.

В 1962 году окончил аспирантуру Московского физико-технического института (МФТИ).

15 декабря 1967 года защитил диссертацию в ЦКБЭМ и получил степень кандидата технических наук.

16 февраля 1973 года после защиты диссертации получил степень доктора технических наук.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

С 18 марта 1957 по 5 января 1960 года работал инженером лаборатории №6 НИИ-1 МАП. Уволился в связи с зачислением в очную аспирантуру МФТИ.

С 1 июня 1962 года работал старшим техником (на 3 рабочих дня в неделю) 27-го отдела ОКБ-1. С 1 февраля 1963 года работал старшим инженером в том же отделе. Занимался прикладной механикой и автоматическим регулированием, проектированием систем управления кораблей «Восток-3А» (3КА), «Восход-3В» (3КВ), «Союз» 7К-ОК (11Ф615) и 7К-Л1 (11Ф91) - корабль для облета Луны.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

27 мая 1968 года приказом MOM №163 был зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ. В развитие этого приказа 1 июля 1968 года приказом главного конструктора ЦКБЭМ В.П.Мишина был назначен на должность космонавта-испытателя 731-го отдела (с освобождением от должности начальника группы) ЦКБЭМ.

КЛАССНОСТЬ:

инструктор космонавт-испытатель 1-го класса

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

В конце 1962 года проходил медицинское обследование в ЦВНИАГ в инициативном порядке. Из-за конфликта с Королёвым был выписан из госпиталя после двух этапов обследования без выдачи заключения о годности к спецтренировкам.

Несмотря на это в 1963 году проходил специальные виды подготовки в отряде ВВС вместе с восемнадцатью отобранными военными летчиками второго набора.

В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое внось прошел успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П.Мишина №43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ.

С мая по август 1966 года проходил подготовку в профилактории ЦКБЭМ, участвовал в парашютных прыжках и полетах на невесомость в ЛИИ в Жуковском на летающей лаборатории Ту-104, проходил испытания в барокамере. В период с 15 по 25 августа 1966 года участвовал в водных тренировках на Черном море на макете спускаемого аппарата корабля «Союз».

С сентября 1966 по апрель 1967 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве бортинженера первого экипажа пассивного КК «Союз» по программе «Стыковка», вместе с В.Быковским и Е.Хруновым. Полет КК «Союз-2» был отменен накануне старта из-за неполадок на борту «Союза-1», с которым он должен был состыковаться.

С июня 1967 по декабрь 1968 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве бортинженера первого экипажа КК «Союз» по программе «Стыковка», вместе с В.Быковским и Е.Хруновым. В феврале 1968 года В.Быковского сменил с Б.Волынов, в августе 1968 года его сменил Г.Шониным, а в ноябре 1968 года последний вновь был заменен Б.Волыновым. В 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба.

 

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет 15 - 17 января 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-5» (старт вместе с Б.Волыновым и Е.Хруновым) и КК «Союз-4» (посадка вместе с В.Шаталовым и Е.Хруновым).
Во время полета была выполнена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей, экипаж осуществил переход из одного КК в другой через открытый космос:16.01.1969 - продолжительностью 37 минут. Продолжительность полета: 1 сут. 23 час. 45 мин. 50 сек. Позывной: «Байкал-2» (старт) и «Амур-2» (посадка).

2 полет - 13 - 18 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-8» (вместе с В.Шаталовым) по программе группового полета 3-х кораблей.
Из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла» на КК «Союз-7», стыковку КК "Союз-8" и "Союз-7" выполнить не удалось.
Продолжительность полета: 4 сут. 22 час. 50 мин. 49 сек. Позывной: «Гранит-2».

3 полет - 23 - 25 апреля 1971 года в качестве бортинженера КК «Союз-10» (вместе с В.Шаталовым и Н.Рукавишниковым). Была выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют»).
Однако из-за поломки стыковочного узла корабля не удалось выполнить полное стягивание и обеспечить герметичность стыка. Переход на ОС «Салют» был отменен и полет был досрочно прерван. Продолжительность полета: 1 сут. 23 час. 45 мин. 54 сек. Позывной: «Гранит-2».

ДАТА ВЫХОДА ИЗ ОТРЯДА:

19 декабря 1985 года был отчислен из отряда в связи с переходом на другую работу.

НАГРАДЫ:

Награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.01.1969, 22.10.1969), четырьмя орденами Ленина (22.01.1969, 22.10.1969, 1971, 15.01.1976), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970). Лауреат Государственной премии СССР.
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (2011 г.).

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полёт Гагарина. Психика
До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления Востоком в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.