О Центре
Новости
Новости

Век Челомея (сюжет телестудии Роскосмоса)

29 июня 2014

Владимир Челомей. Пожалуй, единственный в мире ракетный конструктор, о котором можно сказать, что он с успехом создавал боевые межконтинентальные баллистические ракеты, крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. В последний день июня Владимиру Николаевичу Челомею, академику АН СССР, дважды Герою Социалистического Труда исполнилось бы 100 лет.

Ракета «Протон» уже полвека трудится на благо не только российской, но и мировой космонавтики. Мало кто знает изобретателя этой самой мощной ракеты — Владимира Челомея. В эти дни ему исполнилось бы 100 лет.

В его планах было взять под контроль всю планету Земля, чтобы исключить возможность ядерной войны. Ради этого он построил боевую орбитальную станцию, тяжелую ракету, собрал отряд космонавтов.

Владимир Челомей – гениальный ученый, который уже в 30 лет возглавил завод.

«Первые 10 лет своей работы, с 1944 года по 1954-й, занимался целой серией самолетов-снарядов с пульсирующими реактивными двигателями», — рассказывает Герберт Ефремов, почётный генеральный конструктор «ВПК НПО Машиностроения».

Первые испытания прошли уже через полгода, и в 1945 году самолет-снаряд приняли на вооружение. А Владимир Челомей приступил к созданию теперь уже крылатой ракеты морского базирования.

«Челомей сказал две вещи: я буду раскрывать крыло, я помещу ракету в контейнер и создам там хороший микроклимат», — вспоминает Сергей Хрущёв, в 1958-68 гг. сотрудник ОКБ В.Н. Челомея, сын Никиты Хрущёва.

Начало 50-х. Уникальные кадры – первый старт крылатых ракет конструкции Челомея с борта субмарины. Благодаря тому, что крылья складывались, ракеты поместили в компактные шахты. Одна подлодка несла до восьми таких стратегических ракет. Вскоре Владимир Челомей создает противокорабельную ракету П-6, способную стартовать уже из-под воды.

«В 1963 году, в марте месяце, вышло постановление, которое обязывало Челомея, Дементьева – министра авиационной промышленности заниматься ответом на следующий вызов: американцы стали развертывать тысячу ракет легкого класса Minitman. Стратегические ракеты с мегатонными зарядами», — говорит Герберт Ефремов.

Челомей с нуля создал тысячу подобных шахтных ракет. Легендарную «сотку» — УР-100 — собрал всего за 2 года. Самую массовую межконтинентальную ракету в истории Ракетно-ядерных сил. Благодаря ей Владимир Николаевич создал всю структуру советских ракетных войск стратегического назначения.

Надежные УР-100 до сих пор стоят на вооружении РВСН.

«Мы стоим на крышке, под которой ракета УР-100. Разработка 70-х годов прошлого века. Она и сегодня стоит на службе и работает по предназначению», — говорит старший военный инженер группы Константин Филь.

«Если раньше ракеты Янгеля через год-два надо было вытаскивать, то с ракетами Челомея это было исключено», — отмечает Аркадий Бурганский, заместитель генерального конструктора «ВПК НПО машиностроения».

Впервые заправленная топливом ракета могла находиться на боевом дежурстве 10 лет. А время от получения команды до пуска сократилось до 2 минут.

«Вот делали мы крылатые ракеты. И вдруг Владимир Николаевич предлагает делать космическую станцию! От крылатой ракеты до станции – это ж такие диапазоны, это совершенно другой уровень техники», — вспоминает Дэвиль Минасбеков, заместитель генерального конструктора «ВПК НПО машиностроения».

Очередной космический шедевр, военную орбитальную станцию «Алмаз», Владимир Челомей начал разрабатывал в середине 60-х. С помощью «Алмаза» челомеевские ракеты контролировали бы всю планету.

Это была самая совершенная и недосягаемая лаборатория космической разведки. На станции — полтора десятка различных фотокамер, работающих в любых диапазонах.

«Вот в чём отличие Челомея от других конструкторов, что он всё хотел. Вот космос, изучение космоса. Ракета – своя. Станция – своя. Корабль возвращения – свой. То есть — всё было своё», — говорит Дмитрий Ююков, заслуженный испытатель космической техники.

Владимир Челомей — единственный советский конструктор, который смог создать полноценную космическую систему. 19 апреля 1971 года. Челомеевская ракета-носитель «Протон» выводит в космос первую орбитальную станцию… «Салют» королёвского КБ-1.

«Взяли у нас пять корпусов, отобрали готовых этих станций, и на основе этих корпусов сделали упрощенный вариант, который назвали ДОС — долговременной орбитальной станцией», — рассказывает Герберт Ефремов.

Станцию упростили и переименовали. Вместо «Алмаза» в космосе работали станции «Салют». Но челомеевская разработка все-таки побывала в космосе. Трижды. Под чужим именем. Во втором полете «Салют-3», он же «Алмаз», выполнит первые в мире официально признанные стрельбы из бортового орудия космического корабля.

«Были обычные патроны… Ну, калибр я не помню сейчас, но хороший калибр. Тем более, что для космических аппаратов достаточно камушка. Т.к. если скорость, тем более, встречная – пробьёт сразу», — вспоминает Дмитрий Ююков.

Осенью 1985 года в космос отправился Александр Волков. Это была экспедиция на станцию «Салют-7». Последний «Алмаз».

«Интереснейшая была программа. И станция «Салют-7», она маленькая была, там всего один модуль, нас 5 человек, и нужно было много и за борт работать, то по звездам, то по атмосфере, мы через иллюминаторы, толкались», — рассказывает летчик-космонавт, Герой Советского Союза Александр Волков.

Сегодня технические наработки Челомея используются на Международной космической станции. А главный служебный модуль «Звезда» почти полностью повторяет конфигурацию «Алмаза».

А челомеевская ракета-носитель «Протон» — одна из главных рабочих лошадок мировой космонавтики.

«Ракета УР-500, впоследствии «Протон», спроектирована так, что создавала достаточно щадящие условия для полезных нагрузок, под которыми мы понимаем спутники», — объясняет Николай Тестоедов, генеральный конструктор и генеральный директор «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва».

«Протон» — легендарное творение Челомея, ракета-носитель тяжелого класса. По мнению специалистов, Владимир Челомей создавал технику с запасом на несколько десятилетий вперед. Его изобретения работают на космонавтику и сейчас. И скорее всего, идеи гениального ученого помогут людям и во время путешествий к другим планетам.

Телестудия Роскосмоса
Автор - М. Розакова
Операторы - А. Лебедь, Б. Готгельф
 
 
Источник: Телестудия Роскосмоса
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну
Из всех американских кораблей, летавших к Луне, серьёзная авария произошла только на Аполлоне-13, а случилось это 13 апреля.