О Центре
Новости
Новости

Погружение в космос

30 ноября 2014

В гидролаборатории ЦПК им. Гагарина сегодня идут тренировки экипажа, которому весной будущего года предстоит отправиться в годовую командировку на МКС. Тренировки совпали со знаменательным событием – 35-летием уникального тренажера, где космонавты отрабатывают навыки работы в открытом космосе.

Пять тысяч погружений в скафандрах «Орлан». 70 тысяч часов работы под водой. Здесь подготовлено 180 экипажей для работы в открытом космосе. Это история уникального бассейна. За 35 лет успешной работы гидролаборатория ни разу не уходила в отпуск. Сейчас она на пороге перемен.

Сверху можно хорошо разглядеть конфигурации гидролаборатории. За основу при строительстве взяли нефтеналивное хранилище. Дело в том, что в восьмидесятые годы его размеры очень подходили для работ по станции «Салют». Из ста тонн нержавеющей стали сделали бассейн – получился резервуар диаметром 23 метра, глубиной 12 метров и объемом 5 тысяч кубических метров.

На платформе гидролаборатории в разные годы стояли сегменты станции «Салют», «Мир», сегодня — модули МКС. Каждый выход в открытый космос отрабатывается в бассейне. Здесь знают: чтобы взлететь – необходимо нырнуть. «Космос ближе, чем кажется, он здесь, рядышком, вот за этой поверхностью», говорит Валерий Несмеянов, инструктор ЦПК им. Ю.А.Гагарина, специалист-водолаз.

Геннадий Падалка и Михаил Корниенко готовятся к погружению. Это их крайняя тренировка перед реальным выходом в открытый космос. Работа за пределами станции запланирована на лето будущего года. «Гидроневесомость. Все операции отрабатываются здесь. Основная тренировка тоже тут проходит. Модель складывается в гидролаборатории, без этого было бы намного сложнее», — рассказывает Геннадий Падалка, летчик-космонавт, командир экипажа корабля «Союз ТМА-16М».

Как шутят космонавты, «По матрешкам!». И правда, входя в скафандр, они оказываются внутри жесткой кирасы. Главное теперь, правильно подогнать скафандр.

Иван Александрович Верба знает параметры каждого космонавта. Кому рукава подкоротить, кому штаны отпустить. В гидролаборатории работает 35 лет, сам испытывал «Орлан» в бассейне.

Гидроаналог скафандра — такой же, как и космический «Орлан». Только здесь он не автономный. Вода для костюма водяного охлаждения, воздух для дыхания и давления, и связь – все идет внутри вот этого фала жизнеобеспечения. Который, как пуповина, соединяет скафандр с поверхностью.

Перед погружением, как и перед реальным выходом в открытый космос, за пределы станции, космонавтам желают удачи, хлопая по плечу. Вместе с космонавтом скафандр весит 200 килограммов. В воде масса скафандра чувствоваться не будет. «Орлан» обезвесят, как говорят специалисты, под нулевую плавучесть, и начнется новый мир – гидроневесомости. «Сам скафандр – это маленькая подводная лодка, которая обезвешивается под водой водолазами, — говорит Алексей Алтунин, замначальника Управления по подготовке космонавтов к работам в открытом космосе. – Используется, как и для любого водолазного снаряжения, обыкновенный свинец. Сначала скафандр обезвешивается, обеспечивается нулевая плавучесть – скафандр зависает в толще воды. После этого его балансируют, стараются ему придать равновесие. Это очень сложно сделать в связи с тем, что оболочки мягкие у рук и ног. При изменении геометрии изменяется плечо приложения силы, и скафандр отклоняется влево или вправо. От этого никуда не уйдешь.

В бассейне встречают водолазы. Это на тренировке они помогают космонавту в скафандре перемещаться, подают грузы и переносят оборудование. В безвоздушном пространстве экипаж один на один с агрессивным космосом. «Многие космонавты после открытия люка спрашивают: «А где же водолазы?» Которые помогают. Когда понимают, что водолазов нет, кажется, что немного страшновато, потому что некому подстраховать», — рассказывает Дмитрий Верба, инструктор Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.

Здесь помнят каждый выход в открытый космос. Вспоминают, как началась история гидролаборатории – с отработки выхода Владимира Ляхова и Валерия Рюмина. Рассказывают, как обходили букву закона при подготовке Светланы Савицкой. «Светлана Евгеньевна Савицкая готовилась в 1981-82 году, ее подготовка была особенной – ведь они были первыми. В соответствии с законодательством о труде женщинам было запрещено поднимать груз более 18 килограмм, а водолазное снаряжение весит 30 килограмм. Как быть? Нельзя. Но вопрос разрешился очень просто. Я подошел к Береговому. Он ответил: она не женщина – она космонавт, поэтому требования к ней такие же, как и ко всем космонавтам», — вспоминает Верба.

У водолазов своя задача – обеспечить безопасность такого гидровыхода. Порой, приходится нелегко. Водолазы вынуждены постоянно менять глубину в диапазоне 12 метров. В таком режиме подъема и погружения работать по 4, а то и по 5 часов. «Невесомость в гидролаборатории – это все наши формулы, плюс грамотный водолаз рядом. Грамотное вмешательство — это поддержать, чтобы обеспечить моделирование невесомости в воде», — говорит Валерий Несмеянов.

Каждое действие строго по циклограмме, как пройдет тренировка сейчас – так и отработают космонавты реальный выход в открытый космос. В ЦУПе — Центре управления погружением, у большого иллюминатора руководитель работы. Космонавтов здесь называют просто — «операторами». Максим Зайцев – руководитель работы. Перед тем как командовать по эту сторону воды, он сам прошел весь путь. Как испытатель погружался и проработал всю циклограмму выхода. Один выход в открытый космос – это многократные погружения испытателей.

«Мы сами снаряжаемся в скафандр, и сами погружаемся, сами выполняем эти задачи. Ведь, для того, чтобы объяснить, нужно понимать, как это все происходит. Одно дело это в теории объяснять, и совершенно другая вещь, как это на самом деле происходит», — рассказал Максим Зайцев, инструктор Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, руководитель работ.

Подъем на поверхность. Опытный космонавт Геннадий Падалка выходил в безвоздушное пространство 9 раз. В будущем году выйдет за пределы станции в десятый раз. Для него главное – не рекорды. Чем меньше и быстрее работает экипаж в открытом космосе, тем лучше. «Поздравляю. За 9 выходов в открытый космос он затратил всего 31 час. Это показатель мастерства высокого. А почему? Потому что он не стеснялся погружаться. Надо 10 раз – значит 10. 31 час за 9 выходов», — говорит Виктор Рень, замначальника Управления специальных видов подготовки космонавтов.

Крайняя тренировка с оттенком грусти. Гидролабораторию закрывают на реконструкцию. На поднятой платформе словно прощаемся с прежним оборудованием.

«Что будет меняться? Вот эта подвижная платформа обновится, или это будет совсем другое? Обновится полностью. Когда в 80-е годы она была построена – была полностью круглая, без этих сегментов. Но потом, в процессе опытной эксплуатации, добавили. Будет делаться полностью круглая, интерьер будет новый, кран балка и крыша поменяется», — сообщил Сергей Харлашкин, Инженер-испытатель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.

К реконструкции гидролаборатории готовились основательно. Просчитывали все варианты подготовки будущих выходов. В последнее время бассейн работал без перерыва, чтобы обучить всех космонавтов на 2015-2016 годы. Гидролаборатория вернется в строй уже через год. Правда, влюбленные в космонавтику надеются, что в будущем, все же, в новой гидролаборатории разместятся сегменты новой орбитальной станции.

Источник: Пресс-служба ЦПК, телестудия Роскосмоса
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Первый космодром
Когда в 1950-х годах было принято решение строить космодром в казахских степях, для введения вероятного противника в заблуждение построили ещё один космодром — деревянный — в посёлке Байконур Карагандинской области. После старта корабля «Восток-1» с Гагариным на борту это название в печати перешло к настоящему космодрому, находящемуся в 300 км от этого посёлка.