В Центре подготовки космонавтов начался заключительный этап подготовки экипажей МКС-45/46/ЭП-18. Сегодня члены основного (космонавт Роскосмоса Сергей Волков, астронавт ЕКА Андреас Могенсен и космонавт Республики Казахстан Айдын Аимбетов) и дублирующего (космонавты Роскосмоса Олег Скрипочка и Сергей Прокопьев, астронавт ЕКА Томá Пескé) экипажей приступили к комплексным экзаменационным тренировкам.
Первыми сдавать экзамен начали члены дублирующего экипажа. Командир корабля «Союз ТМА-М» Олег Скрипочка доложил членам экзаменационной комиссии, в которую вошли представители руководства ЦПК и РКК «Энергия», а также Европейского космического агентства, о готовности экипажа к прохождению тренировки и вытянул билет с перечнем нештатных ситуаций, которые будут введены в ходе выполнения работ на корабле.
Слева направо: Сергей Прокопьев, Олег Скрипочка и Томá Пескé
Члены экипажа перед началом экзаменационной тренировки рассказали журналистам, что настроение «отличное и боевое», добавив, что они «давно проходят подготовку и работают вместе, хорошо друг друга знают, поэтому не волнуются за прохождение экзамена».
Как рассказал Олег Скрипочка, содержимое билета экипажу неизвестно. «В ходе тренировки инструкторы будут вводить для нас нештатные ситуации», – пояснил он.
Отвечая на вопрос о том, насколько удобно работать в скафандре, командир корабля ответил, что «любая спасательная техника достаточно неудобна, но у нее есть один огромный плюс – она спасает жизнь».
В это же время экзамен на тренажере российского сегмента Международной космической станции начался у членов основного экипажа МКС/45/46/ЭП-18.
Слева направо: Айдын Аимбетов, Сергей Волков и Андреас Могенсен
Перед тренировкой Сергей Волков, Андреас Могенсен и Айдын Аимбетов рассказали о совместной подготовке. «Мы готовились очень упорно, достаточно долго. Несмотря на то, что в экипаже произошли изменения (замена бортинженера-2 – пресс-служба ЦПК), сейчас все в полном порядке. Теперь с нами Айдын Аимбетов, его подготовка на высоком уровне», – сказал С.Волков.
Сам А.Аимбетов рассказал, что начал тренироваться 12 лет назад и рад, что эти годы не прошли зря: «Я счастлив, что моя подготовка заканчивается положительным результатом».
«Есть циклограмма штанного рабочего дня на борту, часть отводится на эксперименты, которые также выполняются во время космического полета, часть – на обслуживание российского сегмента МКС. На фоне штатной работы, конечно, ожидаются нештатные ситуации, которые указаны в вытянутом нами билете», – пояснил программу работы в ходе экзамена Сергей Волков.
Андреас Могенсен поделился своими впечатлениями об ожидании предстоящего полета: «В Дании мой космический полет и его программа вызывают большой интерес. Я очень рад быть первым датским астронавтом, – сказал он. – Я также рад работать в составе этого экипажа, а также с теми людьми, которые уже сейчас находятся на орбите. Они настоящие профессионалы своего дела и я смогу многому научиться у них».
Говоря о самых сложных нештатных ситуациях, с которыми может столкнуться экипаж при сдаче экзамена, Сергей Волков привел пример напряженной работы на тренажере российского сегмента МКС: «У нас есть одна из самых серьезных нештатных ситуаций – пожар на станции. Работать в противогазе – достаточно тяжело, он отличается от нашего земного, сам производит кислород, поэтому обычно в нем очень жарко и нагрузка достаточно серьезная».
В ходе экзаменационной тренировки оцениваются как действия по эксплуатации оборудования и систем станции, так и реакция на нештатные ситуации и взаимодействие в экипаже. Космонавты должны вовремя обнаружить отказ или рассогласование систем МКС, определить характер происшествия и принять решение по выходу из этой ситуации. От слаженности и чёткости действий космонавтов, а также от того, правильно ли сработает экипаж, будет зависеть оценка за экзаменационный день.
По результатам комплексной тренировки совместная работа экипажа будет оценена членами экзаменационной комиссии.