Самолёт-лаборатория Ил-76 МДК, разработанный для выполнения полётов с воспроизведением режимов кратковременной невесомости и пониженной гравитации, ждет первых посетителей на Международном авиационно-космическом салоне МАКС. В понедельник, в преддверии открытия выставки, экспозицию ЦПК посетил начальник Центра Юрий Лончаков.
Доставил «новинку» авиационно-космического салона на МАКС с аэродрома Чкаловский экипаж авиационного управления ЦПК.
«В рамках программы авиасалона МАКС мы откроем наш самолет для посещения, - сказал начальник авиационного управления ЦПК Валерий Кислицын. – Помимо самолета у нас будут представлены скафандры, в которых тренируются космонавты во время полетов «на невесомость».
На протяжении всех дней работы выставки специалисты Центра будут подробно рассказывать об экстремальной подготовке космонавтов в условиях невесомости, делиться своим опытом с участниками и посетителями выставки.
«У ИЛ-76 МДК, разработанного для выполнения полетов не только с воспроизведением режимов кратковременной невесомости, но и пониженной гравитации, включая лунную и марсианскую, по сравнению с исходным самолетом, несколько изменена конструкция двигателя, чтобы в процессе воспроизведения кратковременной невесомости беспрерывно осуществлялась подача топлива», - рассказал старший летчик-инструктор, командир экипажа Сергей Магро.
В составе авиационного парка ЦПК находятся три Ил-76 МДК. Их преимуществом является, в частности, бóльший внутренний объём, что позволяет помимо подготовки космонавтов проводить уникальные эксперименты и испытания техники.
«Мы долго и очень тщательно отбираем и готовим летчиков к выполнению именно этого вида полетов, - пояснил Валерий Кислицын. – Сейчас в нашем подразделении, которое единственное в стране имеет право выполнять полеты с воспроизведением режимов кратковременной невесомости, три командира экипажа».
Полет «на невесомость» - физически сложная процедура, особенно в заключительной стадии режима: при выведении самолета на тангаж 45° – 50° усилия на штурвале могут достигать 75-80 кг.
Самолёт-лаборатория Ил-76 МДК разработан и создан на базе серийного транспортного самолета Ил-76 МД. Он отличается усиленной конструкцией фюзеляжа, крыла, адаптацией топливной и гидравлической систем к работе в условиях невесомости. В передней части грузовой кабины установлены рабочие места руководителя испытательно-тренировочной бригады, бортовых инженеров-испытателей и бортового врача. Пол лабораторного отсека устелен мягкими матами из негорючего материала; правый и левый борта салона закрыты травмобезопасными панелями.
За полёт продолжительностью 1,5 часа Ил-76 МДК выполняет в среднем 10 режимов кратковременной невесомости. Максимальное количество режимов в одном полёте – 20. Перегрузки достигают 2 g.