В Центре подготовки космонавтов прошла послеполетная пресс-конференция экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-17М» в составе космонавта Роскосмоса Олега Кононенко, астронавта ДжАКСА Кимии Юи и астронавта НАСА Челла Линдгрена. Экипаж благополучно вернулся на Землю 11 декабря 2015 года.
Старт ТПК «Союз ТМА-17М» состоялся 23 июля 2015 года. Продолжительность работы экипажа на борту Международной космической станции составила 142 дня. В соответствии с программой полета космонавт и астронавты выполнили обширный объем работ по техническому обслуживанию и дооснащению бортовых систем МКС, программу научных исследований и экспериментов, ремонтно-восстановительные работы, фото- и видеосъемку.
«Мы выполнили все поставленные перед нами задачи. Конечно, более тесное сотрудничество и взаимодействие происходит именно во время полета в пилотируемом корабле, так как на станции перед каждым членом экипажа стоит уже задача по выполнению своей собственной научной программы. Тем не менее, мы и на МКС проводим совместную работу. Например, за этот свой полет я выполнил три эксперимента в американском сегменте станции», – рассказал на пресс-конференции Олег Кононенко, уточнив при этом, что за этот полет он выполнил 51 научный эксперимент, провел 368 научных сеансов.
Для Кимии Юи и для Челла Линдгрена завершившийся полет был первым в их карьере. «Сначала я немножко волновался, но у нас было очень много тренировок, поэтому и запуск и спуск прошли нормально, мы все штатно отработали. Находиться в невесомости первое время было достаточно странно – ты всегда куда-то раскачиваешься, двигаешься. Но так как я летчик-испытатель, я с этим быстро справился», - поделился своими впечатлениями от космического полета японский астронавт Кимия Юи на русском языке.
«Для меня это был прекрасный опыт. И старт и посадка произвели неизгладимые впечатления. Особенно впечатляет посадка, когда ты во время прохождения плотных слоев атмосферы смотришь в иллюминатор и видишь раскаленную плазму», – рассказал Челл Линдгрен.
Все члены экипажа дали положительный ответ на вопрос журналистов о желании участвовать в более длительной, например, годовой или двухгодичной экспедиции на орбиту. Как известно, сейчас на борту космической станции работают шесть человек, среди которых – космонавт Роскосмоса Михаил Корниенко и астронавт НАСА Скотт Келли, находящиеся на орбите с годовой миссией.
«Михаил Корниенко и Скотт Келли с честью продолжают выполнять космическую программу, работают на полную отдачу. Они молодцы. Что касается нашего экипажа, то, мне кажется, любой из нас, если будет такая необходимость и будут продолжаться такие эксперименты, согласился бы на годовой полет. Почему бы и нет?», – ответил на вопрос журналистов Олег Кононенко.
«Я считаю, что 142 дня – прекрасный срок. Это не слишком много и не слишком мало. Я смог в полной мере ощутить невесомость, проникнуться космосом. Сейчас Михаил и Скотт делают сложную и важную работу. Очень тяжело в течение такого продолжительного времени быть сфокусированным на работе, что у них прекрасно получается, и быть вдалеке от семьи, – сказал астронавт НАСА. – Если бы нам заранее было известно, что мы должны год провести в космосе, у нас были бы другие тренировки, другой настрой, и мы с честью и достоинством выполнили бы эту миссию».
Кимия Юи поддержал Челла Линдгрена: «Если человек заранее готовится, то все возможно. Я бы очень хотел полететь на год, а может – и на два, если была бы такая возможность».
После общения с журналистами Олег Кононенко, Кимия Юи и Челл Линдгрен, по многолетней традиции космических экипажей, возложили цветы к памятнику Юрию Гагарину и направились в Дом космонавтов, где состоялась церемония чествования героев. Поздравить космонавта и астронавтов с завершением экспедиции в Звёздный городок прибыли представители руководства Роскосмоса, предприятий ракетно-космической отрасли и иностранных космических агентств.