Во вторник в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина основной и дублирующий экипажи МКС-48/49 провели заключительную тренировку на тренажёре обновлённого транспортного пилотируемого корабля «Союз». Космонавты отработали навыки управления кораблём на этапе спуска с орбиты. По заключению инструкторов, экипаж готов к комплексной экзаменационной тренировке на тренажёре корабля «Союз МС».
Основной экипаж МКС-48/49: Такуя Ониши, Анатолий Иванишин и Кэтлин Рубинс
26 и 27 мая 2016 года в ЦПК запланировано проведение комплексных экзаменационных тренировок с участием основного (космонавт Роскосмоса Анатолий Иванишин, астронавт ДжАКСА Такуя Ониши, астронавт НАСА Кэтлин Рубинс) и дублирующего (космонавт Роскосмоса Олег Новицкий, астронавт ЕКА Тома Песке и астронавт НАСА Пегги Уитсон) экипажей МКС-48/49.
Старт транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» запланирован на 24 июня 2016 года.
Для справки: аббревиатура «МС» в названии новой модификации космического корабля расшифровывается как «модернизированные системы». Проведенная модернизация улучшает технические характеристики корабля, повышает надёжность и безопасность.
Связь. Существенная модернизация коснулась бортовой радиотехнической системы. Теперь транспортный корабль всегда на связи с Землёй. Если раньше возможность обмена информацией между кораблём и группой управления полётом была ограничена зоной приёма наземных пунктов, то сейчас, благодаря отечественным спутникам-ретрансляторам «Луч», «Союз МС» сможет практически непрерывно обмениваться данными с ЦУПом. Это нововведение позволяет увеличить гибкость и оперативность управления космическим кораблём во время полёта к станции. В будущем планируется отработка обмена голосовой информацией – экипаж и Земля смогут всегда слышать друг друга, словно во время разговора по телефону.
Двигательная установка. Модификации подверглась и подсистема в комбинированной двигательной установке корабля. Новая система позволяет продолжить полёт к станции в случае сбоя в работе одного из двигателей и благополучно вернуть экипаж на Землю в случае отказа двух двигателей. Модернизация комбинированной двигательной установки – это страховка на случай отказа любого двигателя системы.
Спутниковая навигация. Одно из наиболее важных изменений в конструкции корабля – это введение в состав его систем аппаратуры спутниковой навигации. Она обеспечивает автономное (на борту ТПК, без участия Земли) определение параметров орбиты «Союза МС» через навигационные спутники систем «Глонасс» и GPS. Раньше определение местонахождения корабля и параметров его движения приходилось выполнять с помощью специального измерительного комплекса, расположенного на Земле. Система спутниковой навигации позволит сократить участие Земли в управлении движением корабля. «Союз МС» сможет самостоятельно определять своё положение относительно Международной космической станции, параметры взаимного движения и затем, автономно, средствами собственной вычислительной системы, рассчитать план дальнейших манёвров, необходимых для сближения и стыковки.