В субботу на космодроме Байконур состоялась «примерка» корабля «Союз МС-02» с участием основного и дублирующего экипажей длительной экспедиции МКС-49/50. Накануне старта бортинженер транспортного пилотируемого корабля Андрей Борисенко делится своими мыслями и чувствами.
Когда Вы вернулись из первого полета, было ощущение, что Вы достигли пика карьеры космонавта? Насколько быстро Вы приняли решение, что еще одному полету – быть?
– Я решил, что будут и последующие космические полеты, еще тогда, когда мы работали на орбите.
Слишком все интересно, слишком все красиво. Затягивает. Уже к середине предыдущего полета я стал понимать, что многое из того, что сделано в этой экспедиции, можно было бы сделать по-другому: чему-то больше уделить времени, на что-то, наоборот, не отвлекаться. Естественно, когда начинаешь такие вещи «коллекционировать», сразу возникает желание в следующем полете отработать еще лучше и интереснее.
То есть в этот раз все будет по-другому?
– Я бы не сказал, что в предыдущем полете я все делал настолько плохо, что сейчас все будет совершенно по-другому (Улыбается). А если говорить серьезно, то некоторые вещи я постараюсь сделать иначе, оптимально.
Что будет сейчас в приоритете?
– В первую очередь, необходимо отработать ту программу, которая перед нами поставлена, – со всеми вводными, с задачами по дополнительной работе, которые нам будут сообщаться на борт и которые мы не имеем права не делать. А во-вторых, я постараюсь больше времени уделять фотографированию Земли. Уже сейчас у меня есть мысли, как снять определенные уголки нашей планеты не так, как в первом полете, по-другому. Например, меня поразил Карибский бассейн. Пока ничего лучше и интереснее по краскам, по насыщенности цвета, я не наблюдал. В прошлом полете не повезло с погодой, мне не удалось сфотографировать Антарктиду – когда мы над ней пролетали, она всегда была закрыта облаками.
В прошлом полете Вы провели на орбите все лето, вернулись осенью. В этот раз – «зимний» полет…
– В прошлый раз было, конечно, немного обидно, – улетаю весной, а прилетаю осенью. В этот раз все наоборот. Сейчас лето заканчивается, а ощущения печали, что вот-вот начнутся холода и мокрый снег, нет. Надеюсь, что, если все пойдет по плану, зиму наш экипаж будет наблюдать со стороны, с высоты в 400 километров.
Вы помните те эмоции, которые у Вас были перед первым стартом? Схожи ли они с ощущениями при подготовке ко второму полету?
– Да, это разные чувства. Имея за плечами опыт первого полета, я понимаю, что нам остается пройти сейчас, на что необходимо обращать больше внимания в подготовке, что важно на этом этапе больше, а что – менее существенно.
Вы делитесь с экипажем своим опытом?
– Да, я стараюсь передавать опыт моего прошлого полета. Но это, естественно, мои субъективные оценки, мои субъективные ощущения.
У Вас есть собственная формула успешной космической экспедиции?
– Во-первых, наш космический полет я рассматриваю как большую марафонскую дистанцию. При этом я веду отсчет не с момента старта с космодрома, а с момента назначения в экипаж. Нужно отдавать себе отчет, что силы у человека не бесконечны, и их нужно правильно распределить на всю дистанцию, чтобы, подходя к старту, ты не чувствовал себя вымотанным, выжатым как лимон. Я понимаю, что легкой жизни на станции тоже не будет.
Экипаж летит на ТПК «Союз МС», корабле новой модификации. Разница в управлении кораблями существенная?
– Да, для меня она ощутима. У программистов есть понятие «дружественность интерфейса». Я бы сказал, что дружественность интерфейса «Союза МС» выше, чем у предыдущих машин. На этом корабле, с точки зрения управления, лететь будет более комфортно, более приятно и более удобно.
Вы уже решили, что возьмете в этот полет в качестве сувенира, талисмана, напоминания о Земле?
– В прошлый полет я брал книгу Сергея Павлова «Лунная радуга». Это советский фантаст, который написал, на мой взгляд, одну из самых удачных книг о космонавтике в жанре классической научной фантастики. Это как раз одна из тех книг, которая может дать эмоциональный заряд на всю жизнь. Настолько в книге все красиво, интересно и, главное, достоверно с точки зрения физики окружающего мира. Мне было очень интересно прислушаться к своим ощущениям, когда я читал эту книгу в полете на станции. Если мне удастся сейчас взять ее еще раз с собой, то это будет единственная книга в мире, которая дважды побывала в космосе.
Космическая командировка в полгода – это много или мало?
– Это много, хотя время летит достаточно быстро. Если бы в начале экспедиции меня попросили закрыть глаза, а в конце – открыть, то я бы сказал, что прошло недели три-четыре. Наверное, поэтому в прошлом полете у меня не возникало безудержной тоски, желания оказаться внизу, на Земле. Конечно, скучаешь по родным, близким, семье. Но я бы не сказал, что скучаешь в бóльшей степени, чем во время обычной, «земной» командировки.
Почему так быстро летит время?
– Причин несколько: и потому, что много работы, и потому, что жизнь на станции крайне эмоционально насыщенная. Это совершенно другой мир. Невесомость, которая тебя окружает на станции, – необычная среда. Мне иногда казалось, что так же ощущают себя люди, которые снимаются в фантастических фильмах, в «Звездных войнах», например. Ты вдруг понимаешь, что находишься в необычной среде, и можешь позволить себе те вещи, которые невозможны на Земле. Это очень интересное ощущение, интересные эмоции – сочетание чувства гордости, что ты сюда добрался, и вместе с тем изумления.
Сейчас Вы можете уверенно сказать, что с полетом в космос осуществили свою мечту, достигли поставленной цели? Вы поставили себе новую цель?
– Здесь нужно разобраться, какую цель ставит перед собой человек. Если он ставит перед собой цель слетать в космос – то да, она достигнута, а если летать в космос – то это уже другой разговор. Я всегда своей целью ставил именно летать в космос. Для меня очередной полет – это продолжение предыдущей экспедиции, продолжение работы по профессии. У меня нет ощущения, что я добрался до вершины, и дальше ничего нет. Это не вершина, это плоскогорье, и нужно идти дальше.
Что такое космос для Андрея Борисенко?
– Для меня космическое пространство всегда, с детских лет, было чем-то неизведанным, притягательным. Наверное, как раньше людей манили неизвестные страны, необитаемые острова, так и меня космос манит своими тайнами.
Если сравнивать с земными аналогами, тот космос, куда человек сегодня может добраться, – это остров среди маленького прудика на даче. И не более того. Настоящий, интересный космос, с его неразгаданными тайнами, будет ждать другое поколение космонавтов, которое, наверное, сейчас еще ходит в детский сад.
Зачем человек сегодня стремится в космос?
– Есть прекрасная аналогия: человек, не летающий в космос, уподобляется жителям острова, которые не умеют плавать. Они ограниченны небольшой территорией, ограниченны их кругозор и физические возможности противопоставить себя стихии, которая может этот остров просто поглотить. Для того, чтобы человечество сформировало навыки, возможности и умения, которые позволят ему что-то противопоставить стихиям, природным катаклизмам космического масштаба, оно должно уметь летать в космос.