Ровно год назад, 2 марта 2016 года, в 7:29 по московскому времени в Казахстанской степи возле города Жезказган совершил штатную посадку спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-18М». Командиром экипажа был космонавт Роскосмоса Сергей Волков.
Тогда весь мир с трепетом и волнением наблюдал за возвращением на Землю участников годовой экспедиции - Михаила Корниенко и Скотта Келли. А сегодня у российского космонавта и американского астронавта сохраняется плотный график работы, продолжается участие в медицинских экспериментах. Ученые убеждены, что результаты этой годовой экспедиции станут важным шагом на пути человечества при подготовке к полету на Марс.
- Михаил Борисович, вы могли бы одним-двумя словами охарактеризовать прошедший год земной жизни?
- Напряженным был год, потому что разъезды постоянные, потому что медицины очень много. Космос меня пока никак не отпустит.
- То есть пока еще рано говорить о завершении реабилитации?
- Физически реабилитация уже завершилась. Но научная программа по полету продолжается. Через пару недель снова улетаю в НАСА, буду принимать участие в медицинских экспериментах. Так что можно сказать, что полет в каком-то смысле продолжается.
- Вы сказали – физически. А психологически?
- Психологически… Ну уже год прошел, становится как-то полегче-полегче-полегче. Иногда уже возникает ощущение, будто бы это не со мной было.
- Как сейчас оцениваете вашу годовую работу на орбите?
- Конечно, если вернуться назад, можно было бы сделать что-то лучше. Кое-что я, может быть, и переделал бы… «Молодцом» мне себя называть как-то нескромно. Были, конечно, и ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но, во всяком случае, этих ошибок ЦУП у меня за год насчитал всего четыре штуки. Не могу не похвастаться.
- Что важного/значимого произошло в вашей жизни за этот год на Земле?
- Просто могу сказать, что год был нелегкий. Очень много всего было после полета. Поэтому я просто рад, что этот год прошел.
- Так нужны ли такие годовые полеты?
- Я и, наверное, все специалисты, которые наш полет организовывали, думаем, что нужны. Это же мы как дорожку в будущее протаптываем, для дальних перелетов…