О Центре
Новости
Новости

Вдохновлённые небом

31 октября 2017

Важнейшей частью подготовки космонавтов всегда была и остаётся лётная подготовка, которую обеспечивают лётный состав и технический персонал Объединённого авиационного отряда имени В.С. Серёгина, базирующегося на аэродроме «Чкаловский». Каждый космонавт, независимо от того, имеет он лётное образование или нет, выполняет учебно-тренировочные полёты на самолётах Л-39, полёты на аэровизуальное и приборное наблюдение земной поверхности на самолётах-лабораториях Ту-134ЛК и воспроизведение режимов невесомости на самолёте Ил-76МДК.

Цели лётной подготовки

Сегодня мы остановимся подробнее на специализированной лётной подготовке, которая призвана целенаправленно решать задачи подготовки космонавтов к космическим полётам путём использования самолёта Л-39 в качестве летающего тренажёра. Днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, посредством различных программ, упражнений и методик формируется широкий спектр профессионально-значимых качеств.

«У нас космонавты делятся на две группы: №1 — те, кто имеет лётное образование, и №2 — не имеющие лётного образования, — рассказал заместитель командира Объединённого авиационного отряда имени В.С. Серёгина Олег Федоренко. — Соответственно, для каждой группы существует своя программа подготовки. Первая группа космонавтов после отработки в контрольных полётах определённых упражнений и проверок по видам лётной подготовки летает самостоятельно в передней кабине. Вторая группа летает в задней кабине. В процессе обучения они также пилотируют самолёт, выполняя развороты, набор высоты, снижение, фигуры простого и сложного пилотажа, но только под контролем инструктора. Лётная подготовка нужна для того, чтобы космонавт был знаком с небом и представлял, с чем может столкнуться в космосе, например, перегрузки, невесомость».

Какие же профессионально-лётные качества необходимы космонавту в будущем? Это распределение внимания в полёте (космонавт должен быстро оценивать воздушную обстановку и постоянно анализировать показания множества приборов, чтобы предпринимать правильные действия); ручное управление движением летательного аппарата с перекрёстными связями по каналам (самолёт может перемещаться в трёх плоскостях, поэтому при пилотировании космонавт должен понимать, в какой плоскости он находится и как себя ведёт самолёт. Эти навыки пригодятся в космосе, например, при маневрировании относительно станции); выполнение совмещённой деятельности, работа в команде; осмотрительность и радиоосмотрительность (в воздушном пространстве летает множество самолётов, поэтому в воздухе постоянно идёт радиообмен, и среди всей информации нужно уловить именно то, что говорят тебе, а также самому передать данные так, чтобы тебя поняли на земле. Аналогичным образом происходит связь с центром руководства полётом, когда космонавты ведут репортаж из космоса).

Помимо вышеперечисленного в процессе специализированной лётной подготовки космонавт также учится вести визуальную ориентировку, оперативному принятию управленческих решений, приобретает психофизиологическую устойчивость и адекватность пространственно-временного образа полёта решаемым задачам.

Первый шаг к небу

Естественно, сразу к полётам никого не допускают — надо сначала пройти теоретическую подготовку, провести тренажи, сдать зачёты по самолёту, двигателю, самолётному и радиоэлектронному оборудованию, действиям в особых случаях в полёте. Перед каждой лётной сменой проводятся: постановка задач; самостоятельная подготовка, во время которой космонавты разбирают все вопросы, связанные с выполнением полётов, со своими командирами звеньев, лётчиками-инструкторами; заполнение документации; тренаж на авиационной технике, штурманский тренаж и тренаж по радиосвязи. Первый полёт всегда носит ознакомительный характер. «Мы производим взлёт и проходим по всему нашему району полётов, занимаем пилотажные зоны, показываем характерные ориентиры, далее приходим в район аэродрома, выполняем полёт по кругу», — рассказал командир авиационной эскадрильи Л-39 Марат Халиков.

«В первом полёте я был немного растерянным от очень большого объёма информации, который сваливается одномоментно, — вспоминает космонавт-испытатель Дмитрий Петелин. — Одно дело, когда тебе на земле всё показывают, рассказывают, и совсем другое, когда нужно применить полученные знания и навыки в воздухе. Конечно, перед первым полётом мы много тренировались, пытались произвести полёт от начала до конца на компьютерных симуляторах, но когда надеваешь защитный шлем, садишься в кабину самолёта, пристёгиваешься,— совсем иначе всё. Первые несколько полётов — это просто вживание в кабину, привыкание к самолёту и немного управления им, чтобы посмотреть, как он реагирует на отклонение рулей управления. Сейчас, конечно, с опытом многие вещи уже не вызывают особых затруднений».

Для достижения целей лётной подготовки космонавтов используется ряд программ, упражнений и основных методик их выполнения. Конкретное задание космонавту на каждый полёт определяет инструктор, методист и врач-психофизиолог Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Задание может быть, например, таким: при подготовке к полёту проложить маршрут полёта в зону, произвести расчёт полёта, определить расчётные пеленги, изучить данные радиотехнических средств связи и запасных аэродромов, характерные линейные и площадные ориентиры. В условиях ночи космонавт также ведёт работу со звёздным небом, осуществляет систематический контроль показаний пилотажно-навигационных приборов и считывает значения их показаний для составления радиограмм по установленной форме.

«Ночные полёты сложнее в плане ориентирования — больше приходится смотреть по приборам, особенно если есть облачность, — поделился космонавт-испытатель Иван Вагнер. — Очень тонкое управление и нужна максимальная концентрация. Но зато в тёмное время суток видно необычайную красоту. Сверху сияют звёзды и луна, а внизу, в разрывах облаков, видно светящиеся огни города и трассы».

«Однажды вкусив полёт…»

Успех самолётовождения будет определяться умением космонавта комплексно использовать пилотажно-навигационные приборы самолёта и наземные радиотехнические средства, т.е. выдерживать курс, скорость, высоту, крены при разворотах, строго учитывать время полёта и, кроме того, применять для контроля и исправления пути наземные радиостанции, радиопеленгаторы и радиолокационные станции. Подготовка к полёту должна производиться с таким расчётом, чтобы наиболее целесообразно использовать имеющиеся средства самолётовождения.

«Что для меня значит небо, скажу словами Леонардо да Винчи: «Однажды вкусив полёт, ты всегда будешь ходить по земле с глазами, обращёнными к небу, — ибо ты уже был там, и тебя неудержимо тянет туда вернуться», — признался космонавт-испытатель Андрей Федяев, до прихода в отряд космонавтов проходивший военную службу на авиационной базе ВВС Тихоокеанского флота России в Камчатском крае. — Думаю, все ребята, проходящие лётную подготовку, со мной согласятся. Полёт, если ты уже умеешь это делать, приносит совершенно непередаваемые ощущения. Когда здесь, например, хмурая осенняя погода, ты поднимаешься за серые тучи, а там тебя встречает яркое солнце и белоснежные облака. Совсем другой вид и совершенно иное настроение. Но, кроме того, что полёты очень интересны, это ещё и постоянная работа над собой, над тем, что ты знаешь, ведь навыки необходимо постоянно улучшать, оттачивая своё мастерство до совершенства».

В среднем на специализированную лётную подготовку выделяется 15 часов в год на каждого космонавта. С каждым разом упражнения и задачи становятся труднее. Простой пилотаж сменяется сложным, а после него, как правило, планируются полёты на групповую слётность, ведь в космосе космонавты тоже производят сближение и стыковку со станцией, а пока они отрабатывают это на Л-39. При скорости 400-500 км/ч космонавт должен сразу замечать малейшее изменение дистанции (отстаёт он или догоняет) и как исправить отклонение. После отрабатывания навыков групповой слётности задания ещё усложняются — это полёты на малой высоте, где некогда размышлять, а нужно мгновенно реагировать на ситуацию.

«Все ребята из отряда космонавтов очень грамотны и трудолюбивы, — отмечает Марат Халиков. — Думаю, если бы они поступили в лётное училище, проблем бы там у них не возникло, так как они всю информацию воспринимают своевременно и быстро. Один-два раза показал, и они уже делают всё сами. Иногда даже думаешь: «Кто лучше фигуру сделал — я или он?» (улыбается). Понятно, что фигуры несложные — виражи, пикирование, горки… Но всё равно ребята молодцы!»

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Рассвет на орбите
На орбите Солнце восходит и заходит каждые 90 минут, поэтому в течение дня можно наблюдать рассвет целых 16 раз.