О Центре
Новости
Новости

У основного экипажа МКС-61/62/ЭП-19 начались практические экзамены

02 августа 2019

Сегодня у командира основного экипажа корабля «Союз МС-15» Олега Скрипочки прошла экзаменационная тренировка на специализированном тренажёре «Телеоператор», цель которого – отработка режимов ручного телеуправления причаливанием и стыковкой «с борта МКС» транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС».

Как правило, стыковка ТГК со станцией происходит в автоматическом режиме. Но космонавты всегда должны быть готовы взять управление на себя. «Телеоператор» – это резервный режим для того, чтобы привести грузовой корабль и состыковать его со станцией, – отметил Олег Скрипочка, совершивший уже два космических полёта. – «Прогресс МС» привозит на МКС не только продукты и вещи для экипажа, но – самое главное – уникальное оборудование для экспериментов и исследований. Потеря такой аппаратуры станет сильным ударом и по финансовой, и по научной составляющей. Поэтому мы должны привести корабль в любом случае, даже при возникновении каких-то неполадок, и «Телеоператор» как раз даёт такую возможность».

Сегодня Олег Иванович вытянул билет №1. Каждый экзаменационный билет содержит в себе по четыре режима, два из которых на свету, а два ‒ в тени. Космонавт отрабатывает стыковку ТГК к четырём стыковочным узлам МКС – это СО-1 (стыковочный отсек «Пирс»), СМ (служебный модуль «Звезда»), МИМ-1 (малый исследовательский модуль «Рассвет») и МИМ-2 («Поиск»). Все режимы начинаются из автоматического зависания корабля на дальности примерно 150-160 метров от станции. Дальше вводятся нештатные ситуации, приводящие к срыву автоматического режима и переходу на ручной режим управления «грузовиком» (ТОРУ). Во время выполнения ручного управления также возможны отказы и аварии.

К первой группе нештатных ситуаций относятся, например, автоматический увод корабля от станции или авария системы управления движением ТГК. В ТОРУ космонавта тоже могут ожидать нештатные ситуации, такие как кратковременное пропадание ТВ-изображения с ТГК, отказ ручных средств управления или разрыв связи между кораблём и станцией.

Примечательно, что летом 2016 года Олег Скрипочка вместе с Алексеем Овчининым тестировали на борту МКС обновлённую аппаратуру «Телеоператора». «Сейчас тоже есть технические новшества, – отметил Олег Иванович. – Есть нюансы в управлении, которые нужно понимать, знать и уметь с ними обращаться. Стало интереснее (улыбается). Например, немножко по-другому ведёт себя корабль при разворотах, изменилось время отклика при работе ручкой управления движением».

Командир основного экипажа ТПК «Союз МС-15» блестяще справился с поставленной задачей, получив за экзамен оценку «отлично». Комиссия отметила высокий профессионализм Олега Скрипочки, чёткость и ясность ведения репортажа, стабильные параметры касания, а также оперативное распознавание и решение нештатных ситуаций. Примечательно, что накануне Олег Иванович сдал на «отлично» теоретический экзамен по ТОРУ. Инструкторы ЦПК по достоинству оценили предельную внимательность и высокую техническую грамотность космонавта.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.