О Центре
Новости
Новости

«Алмазный» космонавт

02 октября 2019

Сегодня исполнилось 80 лет со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР, генерал-майора ВВС Юрия Глазкова. Юрий Николаевич родился 2 октября 1939 года в Москве, и детские годы его пришлись на период Великой Отечественной войны. После войны учился в школе №623 Пролетарского района Москвы. В 1953 году, окончив семь классов, поступил в Ставропольское суворовское военное училище. В 1957 году стал курсантом Харьковского высшего авиационного инженерного военного училища, которое окончил в 1962 году.

Проходил службу в должности младшего военного представителя на заводе, затем служил офицером Главного управления ракетного вооружения Ракетных войск стратегического назначения. Участвовал во многих пусках ракет. В 1965 году приказом Главкома ВВС зачислен на должность слушателя-космонавта отряда космонавтов ЦПК ВВС.

«Я не мечтал с детства о звёздах, не думал об этом в школе, в институте, – позже рассказывал в интервью журналу «Техника – молодёжи» (1979 г., №6) Юрий Глазков. – Избрать такую профессию, а вернее, попробовать стать космонавтом я решил, когда уже проработал два года инженером. Что послужило толчком? Достижения отечественной космонавтики, в особенности выход Алексея Леонова в открытый космос. Но и это не было главным. По долгу моей работы мне приходилось часто сталкиваться с космонавтами. И, конечно, я слышал их рассказы о том, как выглядит наш «шарик» – Земля – с орбиты и как прекрасно парить в невесомости. Однажды они спросили: «А ты сам бы согласился полететь?» Мне хотелось ответить утвердительно, так как я уже серьёзно заболел «звёздной болезнью». Но решил, что лучше промолчать, – считал даже саму мысль об этом нереальной. Прошло достаточно времени, я и думать забыл о том разговоре. И вдруг совершенно неожиданно мне предлагают стать космонавтом. Мне чуть плохо не стало».

После успешного прохождения курса общекосмической подготовки, Юрий Николаевич готовился в группе по программе «Алмаз». Выполнил большой объём парашютных прыжков. Участвовал в управлении пилотируемыми кораблями в качестве оператора, а позже – руководителя группы операторов связи. Участвовал в наземных и самолётных испытаниях различных систем орбитальной пилотируемой станции (ОПС) «Алмаз». Принимал активное участие в проведении лётных испытаний изделия «КСИ», отработке НАЗа.

Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов работал над кандидатской диссертацией, которую успешно защитил в 1974 году. С января 1975 года по октябрь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера третьего, а затем – дублирующего, экипажа по программе первой экспедиции на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») вместе с Виктором Горбатко. 14 октября 1976 года был дублёром бортинженера космического корабля (КК) «Союз-23» Валерия Рождественского.

Свой космический полёт Юрий Глазков совершил 7-25 февраля 1977 года в качестве бортинженера КК «Союз-24» и станции «Салют-5» (ОПС-103 «Алмаз») вместе с В.В. Горбатко. Им была поручена «реабилитация» станции. В программу полёта, помимо исследований атмосферы станции  и работы на фотоаппаратуре в интересах Министерства обороны СССР, были дополнительно включены некоторые ремонтные работы. Кроме того, предполагалось произвести эксперимент по автоматическому наддуву станции, имитируя её разгерметизацию.

   

«Однажды нам с Виктором Горбатко пришлось работать в темноте, – позже вспоминал Юрий Николаевич. – И свет не горел, и станция была на «теневой» стороне орбиты. Как говорится: «темно, хоть глаз выколи». И тут выясняется, что для работы нужен инструмент, который мы забыли в другом отсеке. Вот и пришлось мне «плыть» за ним. Чтобы не потерять ориентировку, цеплялся руками за боковую обшивку. Добрался до нужного отсека, нащупал одной рукой инструмент, взял его и... нечаянно разжал вторую. Через секунду уже «висел» между полом и потолком. Над чем я «завис», куда «плыть», не знаю. Полная потеря ориентировки. Кричу Виктору. Договорились сделать так: я нащупываю стенку, а Виктор дает ориентир: «Ау-ау». Одним словом, как в лесу, только мы не по грибы в лес ходили, а «за инструментом», да в невесомости. Потом, конечно, смеялись, а сначала-то было не до смеха».

Продолжительность пребывания в космосе составила 17 суток 17 часов 25 минут 58 секунд. После полёта Юрий Глазков продолжил службу в отряде космонавтов (до 1982 года), а затем работал в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина на руководящих должностях – от начальника отдела до первого заместителя начальника ЦПК. Был членом международных комиссий по проектам «Мир-Шаттл», «Мир-НАСА», МКС, по безопасности полётов и ряда межведомственных комиссий РФ. «Хочется видеть человечество в будущем только счастливым, – отмечал в интервью Юрий Николаевич. – И лично мне особенно приятно сознавать, что в решении многих важных задач, которые позволят добиться этого, будете принимать активное участие космическая наука».

   

39-й космонавт Советского Союза Юрий Глазков активно занимался общественно-политической, научной и литературной деятельностью. В 1991 году защитил докторскую диссертацию и получил учёную степень доктора технических наук. Автор 76 научных работ, двух монографий, пяти изобретений, научно-популярной книги «Земля над нами», соавтор книг «Проблемы безопасности экипажей и задачи управления в космическом полёте» (1973), «На орбите вне корабля» (1977), «На орбите космический корабль» (1980), «В открытом космосе» (1990), посвящённых космонавтике и освоению космического пространства.

Юрий Николаевич известен так же, как писатель-фантаст. В периодической печати и тематических антологиях было опубликовано свыше восьмидесяти его фантастических повестей и рассказов. Научно-фантастические произведения Юрия Глазкова посвящены в основном космической теме. Значительная их часть является рассказами-предупреждениями о том, к чему может привести милитаризация космоса, другая часть посвящена вопросам палеоконтакта. Написанные им произведения впоследствии были собраны в авторские сборники «Чёрное безмолвие» (1987, доп. 1991) и «Деньги ниоткуда» (1988, доп. 1990).

Юрий Николаевич ушёл из жизни 9 декабря 2008 года, похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полёт Гагарина. Психика
До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления Востоком в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.