С начала эксплуатации пилотируемых кораблей «Союз» ручной управляемый спуск ни разу не был использован экипажами, но вероятность спуститься с орбиты вручную у космонавтов все же есть. В связи с этим им необходимо научиться выполнять данный режим.
С целью формирования устойчивых навыков ручного управляемого спуска с орбиты тренировки необходимы для командира и бортинженера корабля. Они проходят в течение двух часов и включают в себя до 10 режимов с различными начальными условиями. Режим начинается с момента разделения отсеков ТПК «Союз» и заканчивается вводом парашютной системы спускаемого аппарата.
Командиру и бортинженеру основного экипажа Сергею Рыжикову и Сергею Кудь-Сверчкову до космического полета необходимо выполнить 10 тренировок по ручному управляемому спуску, дублирующему составу – Олегу Новицкому и Петру Дуброву – предстоит отработать 15 тренировок, одну из которых все космонавты выполнят в динамике – с вращением на центрифуге для создания перегрузки в кабине оператора при выполнении режима.
«К восьмой тренировке у оператора сформированы достаточные навыки выполнения этого режима, и мы можем добавить перегрузку», – отметил ведущий специалист по подготовке космонавтов Дмитрий Вовк.
Тренировки по ручному управляемому спуску в динамике выполняются на тренажерах ТС-18 или ТС-7, расположенных на базе центрифуг ЦФ-18 и ЦФ-7. Данные тренажеры имитируют перегрузки, которые космонавты и астронавты испытывают при возвращении на Землю в спускаемом аппарате (СА), когда он входит в плотные слои атмосферы.
Завершает серию тренировок экзамен, на котором члены экзаменационной комиссии оценивают работу космонавта. В процессе экзамена оператор выполняет всего четыре режима: два в динамике и два в статике.
«Ручной режим управления спуском – это резервный режим, который используется в случае нештатной работы системы автоматического управляемого спуска, – добавил Д. Вовк. – При переходе на ручной режим космонавты используют ручку управления спуском, слева и справа которой расположены кнопки, позволяющие задать угол крена спускаемого аппарата. Задавая угол крена, можно управлять подъемной силой спускаемого аппарата, а, следовательно, управлять перегрузкой и дальностью полета».
С таким сценарием полета на корабле «Союз» перед экипажем стоит задача спуститься на Землю вручную, при этом не превысить максимально допустимую перегрузку и попасть в определенный район посадки для своевременного обнаружения спускаемого аппарата поисково-спасательными службами; то есть удаление от расчетной точки посадки должно быть не более 30 километров.
Более вероятную нештатную ситуацию, которая приводит к переходу на ручной режим управления спуском назвал ведущий специалист по подготовке космонавтов Дмитрий Вовк: «Она может произойти из-за превышения границы внеатмосферного промаха для выполнения автоматического управляемого спуска. Внеатмосферный промах – разница между расчетным и фактическим временем входа в атмосферу, измеряемая в секундах».
Он также объяснил необходимость получения данного навыка космонавтами: «Допустим, граница внеатмосферного промаха равна 30 секундам. При внеатмосферном промахе до 30 секунд автоматическая система управления спуском сможет привести в расчетную точку посадки. Если внеатмосферный промах превышает эту границу, то экипажу предписано перейти на ручное управление спуском».
По мнению инструкторов ЦПК, экипаж МКС-64 показывает хорошие результаты. «Мы тренируем «хитрые» режимы, рассчитанные на продвинутый уровень подготовки, где начальные условия с повышенной сложностью, например с нестандартной центровкой спускаемого аппарата. Это усложняет процесс управления, поэтому при таких режимах нужно выбирать между "превысить допустимую перегрузку" и "превысить допустимую дальность"», – уточнил инструктор ЦПК.
Старт транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-17» намечен на октябрь 2020 года. В основной экипаж МКС-64 входят космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, астронавт НАСА Кэтлин Рубинс. Дублирующий экипаж состоит из космонавтов Роскосмоса Олега Новицкого и Петра дуброва, астронавта НАСА Марка Ванде Хая.