О Центре
Новости
Новости

Открытие мемориального комплекса Ту-104 АК – самолета, на котором тренировали первый отряд космонавтов

13 августа 2020

12 августа, в день Военно-воздушных сил России, в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. Легендарный самолет, на котором проходил подготовку первый отряд космонавтов, был восстановлен по инициативе руководства ЦПК, поддержке Главы и Правительства Чеченской республики и фонда развития регионов «Плюс семь». В восстановлении Ту-104 АК непосредственное участие принимало  ООО «Альбатрос АЭРО».

В церемонии открытия участвовали представители Госкорпорации «Роскосмос» и ЦПК, советник Президента РФ Эдельгериев Р. С.-Х., депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Делимханов А. С., делегация администрации Главы и Правительства Чеченской республики, в том числе полномочный представитель  Чеченской Республики при Президенте РФ – заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики  Таймасханов Б.Э., заместитель начальника управления Федеральной Службы войск Национальной Гвардии РФ по Чеченской Республике Мартынов Д. В., а также президент Фонда развития регионов России «+7» Тимофеев К.С. и Председатель попечительского совета Фонда развития регионов России «+7» Кургин Т.Г. и директор ООО «Альбатрос АЭРО» Лисняк В.Н. В качестве почетных гостей на торжестве присутствовали внук С.П. Королёва Королёв А.В., Глава ЗАТО «Звёздный городок» Баришевский Е.В. и представитель руководства Правительства Московской области.

Перед началом мероприятия высокие гости посетили тренажную базу Центра, где с нескрываемым интересом ознакомились как с историческими экспонатами, так и с реальными тренажерами, на которых проходят подготовку к космическому полету космонавты. Особенно запоминающимися во время экскурсии стали комментарии о нюансах работы от командира отряда космонавтов Героя России, летчика-космонавта РФ Олега Кононенко.

На торжественном митинге выступили Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валентина Терешкова, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Пётр Климук, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель РФ начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов, Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Маленченко, советник Президента РФ Руслан Сайд-Хусайнович Эдельгериев, заместитель начальника управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по Чеченской Республике Даниил Мартынов, Председатель попечительского совета Фонда развития регионов России «+7» Тимофей Кургин.

Начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов поздравил участников церемонии с открытием мемориального комплекса и отметил историческую значимость уникального самолета Ту-104 АК. «Это память о тех, кто делал первые шаги в космос, это история нашей советско-российской космонавтики, история первого отряда, который начинал непростой путь покорения космического пространства», – сказал Павел Власов.

Начальник Центра уверен, что самолет, установленный в качестве экспоната под открытым небом на территории ЦПК, сохранит воспоминания о легендарных людях, стоявших у истоков отечественной пилотируемой космонавтики, которые останутся примером для следующих поколений космонавтов и продолжателей великого дела.

Именно в салоне этого самолета была проведена работа по первому выходу в открытый космос космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым с изготовлением и установкой части макета корабля «Восход» и шлюзового отсека. Так начинались первые шаги по реализации планов по покорению космоса.

На самолете Ту-104 АК была выполнена программа первого и последующих полетов кораблей «Союз», включающая элемент подготовки к предполагаемой экспедиции на Луну – переход космонавтов Евгения Хрунова и Алексея Елисеева из одного корабля в другой. Кроме того, в самолете Ту-104 АК были проведены испытания первого лунохода и первого электросварочного аппарата для выполнения сварочных работ в космосе.

«Это красивое создание рук человеческих», – назвала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, восстановленный Ту-104 АК. По ее словам, этот самолет дает представление современникам о тренировках первопроходцев космоса на невесомость. Она выразила надежду, что Центр подготовки космонавтов будет являться не только базой для тренировок экипажей, но и местом сохранения памяти о первом космонавте мира Юрии Алексеевиче Гагарине, который внес огромный вклад в создание и развитие Центра подготовки космонавтов.

Петр Климук присоединился к выступившим гостям и также выразил слова признательности людям, благодаря которым восстановление самолета стало возможным. Он поделился воспоминаниями о прохождении тренировок на невесомость, которые выполнялись на этом самолете. «Экспонат представляет историческую ценность для сотрудников Центра подготовки космонавтов и жителей Звездного городка, всех последователей Юрия Гагарина», – добавил П. Климук.

Заместителем начальника управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ Даниилом Мартыновым был зачитан текст приветствия Героя России Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, в котором прозвучали поздравительные слова по случаю открытия мемориального комплекса Ту-104 АК: «… Радует, что Чеченская Республика внесла свой вклад в общее дело, приняв участие в восстановлении легендарного самолета. Благодаря региональному общественному фонду имени Ахмата Хаджи Кадырова и фонду развития регионов «Плюс семь» стало возможным восстановление таких значимых для страны исторических памятников…».

Выдающиеся космонавты Валентина Терешкова и Пётр Климук в знак открытия мемориального комплекса Ту-104 АК на территории Центра подготовки космонавтов торжественно перерезали красную ленту.

Для справки. От забвения до реставрации самолет прошел путь длиною в несколько десятилетий.

Туполев Ту-104А-ТС (АК) с бортовым номером 48 «красный», год выпуска – 1958, – один из трех самолетов Ту-104А, модифицированных для тренировок космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесомости. Самолет базировался на аэродроме Чкаловский, где также использовались для космической подготовки две другие машины под бортовыми номерами «46» и «47». 

Ту-104А-ТС, изначально оборудованный как грузовой борт, в конце 60-х годов был переоснащен в летающую лабораторию для проведения испытаний с участием космонавтов и их медицинского обследования при нулевом значении перегрузки. Большую часть салона занимала сама лаборатория, а оставшаяся часть представляла собой зал длиной 8 метров, оснащенный мягким материалом внутри и отделенный от кабины сетью.

На тренировках в невесомости испытателями отрабатывались: координация и перемещение, прием твердой и жидкой пищи, выполнение технических работ и медицинских экспериментов. Полученный позже опыт реальных космических полетов полностью соответствовал тому, который был набран при испытаниях на Ту-104АК. С тех пор полеты на "АК" стали обязательным разделом программы подготовки советских космонавтов.

В конце 70-х годов самолет был списан и поставлен на стоянку ЦПК на аэродроме Чкаловский. Позднее Ту-104АК заменили на более комфортабельные Ил-76К и Ил-76МДК.

В 2016 году в течение месяца Ту-104 был по частям перевезен в Центр подготовки космонавтов для последующей сборки. Демонтаж самолета был произведен на Чкаловском аэродроме при содействии руководства ЦПК представителями общественного объединения «Правила взлета», занимающихся сохранением исторических воздушных судов.

Затем начался долгий и трудоемкий процесс восстановления самолета. На первом этапе были пристыкованы кабина и средние части крыла, затем хвостовая часть, отреставрированы отдельные элементы фюзеляжа, частично заменены колеса.

В 2019 году работы по восстановлению самолета продолжились. За несколько месяцев были полностью собраны и отреставрированы все элементы фюзеляжа, отремонтированы стыковочные узлы консолей крыльев, восстановлены иллюминаторы, блистер, стойки шасси, произведена замена колес с использованием новых оригинальных покрышек, восстановлены и подключены бортовые аэронавигационные огни.

После проведения комплекса восстановительных работ макет самолета Ту-104А-ТС (АК) был установлен в качестве экспоната под открытым небом на территории ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина.

 

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Американцы на МКС
Американцы на МКС используют стыковочный механизм, разработанный ещё для проекта «Союз — Аполлон».