Три недели назад космонавт Петр Дубров вернулся из своей первой экспедиции на МКС. 30 марта 2022 года спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-19» совершил посадку на территории Казахстана. Прибыв в Звездный городок, Петр Дубров, так же как и командир корабля Антон Шкаплеров, продолжил работу в соответствии с программой послеполетной реабилитации.
Распорядок дня космонавтов, вернувшихся из полета, даже плотнее, чем у тех, кто только готовится к экспедиции на орбиту. Помимо медицинских обследований и реабилитационных мероприятий, выполняются эксперименты, исследования, проводятся встречи со специалистами по различным направлениям подготовки, идет работа над экспресс-отчетом экипажа.
На первом этапе послеполетной реабилитации рабочий день космонавта может начинаться в 7:30 и заканчиваться в 20:00. В перерыве между исследованиями Петр Дубров поделился впечатлениями о своем полете и планах на будущее.
− Петр, Вы провели на орбите 355 суток, что стало новым российским рекордом по длительности непрерывного пребывания на МКС. Что для Вас стало неожиданностью по возвращении на Землю?
− Неожиданным показалось то, как быстро я стал восстанавливаться после полета. Предполагал, что это будет более длительный процесс. К счастью, организм без труда «вспоминает» о жизни в земных условиях. Это не значит, что реадаптация завершилась. Но если говорить о самочувствии, то есть ощущение быстрого восстановления.
− Что бы Вы предпочли: после полета сразу отправиться в отпуск или продолжать участие в научных исследованиях?
− В исследованиях участвовать интересно. Важно понять, как факторы космического полета повлияли на организм. И чем раньше приступить к изучению этого вопроса, тем больше полезной информации можно получить. Исследования начинают проводить практически сразу после возращения космонавтов на Землю.
− Требовалась ли Вам помощь психологов, чтобы адаптироваться к земной жизни?
− Я бы не сказал, что есть необходимость в какой-то психологической адаптации. Просто вернулся в ту жизнь, которая была до полета. Здесь все привычно.
− У Вас была долгая и весьма насыщенная событиями экспедиция: четыре выхода в открытый космос, интеграция модулей «Наука» и «Причал» в МКС, участие в проекте «Вызов» и многое другое.
− Полет был очень интересный. И время летит незаметно, когда приходится постоянно выполнять новые задачи. Взять, к примеру, выходы в открытый космос. Они требуют большой подготовки, длятся более пяти-шести часов. Когда дни наполнены интересной и сложной работой, экспедиция кажется менее продолжительной, чем на самом деле.
− Тем не менее, наверно трудно длительное время пребывать в замкнутом пространстве, практически не имея возможности уединиться?
− Сейчас российский сегмент достаточно большой. Можно улететь в другой модуль, полюбоваться на Землю из иллюминатора, если хочется побыть одному.
− Когда космонавты выходят на связь с МКС, кажется, что условия там очень стесненные.
− Так было до прибытия модуля «Наука». Полгода мы работали на борту вместе с Олегом Новицким, наши каюты были напротив друг друга. Утром проснулись, вышли, поздоровались, приступили к работе, и весь день вместе. Когда Олега Новицкого сменил Антон Шкаплеров, мы договорились, что я займу каюту в модуле «Наука». К тому моменту мне уже хотелось сменить обстановку, знаете, как дома перестановку мебели сделать или ремонт. Я сменил каюту, и это помогло. Благодаря новому модулю пространство настолько увеличилось, что иногда Антон даже терял меня.
− На послеполетной пресс-конференции Вы сказали, что при необходимости могли бы остаться на станции.
− Да, как минимум полгода, действительно, смог бы еще работать.
− И работа была бы в удовольствие?
− Есть, конечно, приятные моменты, но есть и очень непростые. Для меня важнее не удовольствие, а понимание, что удалось хорошо выполнить сложную работу. Чем труднее задача, которую удалось решить, тем лучше.
− Какие задачи Вы ставите перед собой сейчас?
− На борту я начал работу по созданию, скажем так, новой системы информационной поддержки деятельности экипажа. Планирую ее продолжить. Очень надеюсь, что в будущем смогу провести испытания этой системы непосредственно на орбитальной станции.