Продолжаем серию публикаций о специалистах Центра, которые работают рядом с нами.
В Центре подготовки космонавтов Андрея Николаевича Шелепина знают, пожалуй, все. Он занимается фотосъемкой космонавтов, их тренировочного и учебного процессов, делает репортажи с мероприятий ЦПК, выезжает в Казахстан для освещения предстартовой подготовки экипажей, запусков пилотируемых кораблей, возвращения космонавтов на Землю.
Начальника фото- и видеоотделения Центра, а именно такую должность занимает Шелепин, можно сравнить с играющим тренером. Он практически никогда не выпускает из рук фотоаппарат.
− Андрей Николаевич, с чего начиналась Ваша служба в ЦПК?
− Я пришел сюда в 1993 году на должность старшего техника группы обслуживания в авиационном полку. Занимался наземной подготовкой самолетов к полетам, служил в наземном экипаже. В большей степени моя работа была связана с переоборудованным в медицинскую лабораторию самолетом Ил-76, который между собой называли «скальпелем». Тогда он был активно задействован − вывозил пострадавших из горячих точек. В авиационном полку работал четыре года, а потом поступило предложение сменить вид деятельности.
Пятнадцать лет – с 1997 года по 2012 год – Андрей Шелепин преподавал космонавтам фотодело, а помимо этого занимался фотосопровождением процесса их подготовки к полетам.
− С каким чувством Вы вспоминаете о том периоде работы в ЦПК?
− Приходилось совмещать лекции, съемки, проявлять пленку и печатать фотографии. Но и само подразделение было куда более многочисленным, состояло из двух отделений: фото и видео. В общей сложности около двадцати человек там было. Сейчас нас четверо, но основная работа заключается в освещении процесса подготовки космонавтов.
– Вы часто работаете на выезде: снимаете тренировки по «выживанию» космонавтов в различных климатогеографических зонах, старты и посадки. Что для Вас представляет наибольший интерес как для фотографа?
– Самое интересное – это человеческие эмоции. Конечно, когда ракета взлетает, это завораживающее зрелище. Но наблюдать за тем, что испытывают космонавты, их родственники, общаясь перед стартом, куда волнительнее. Обычно видишь весь спектр эмоций. Я заметил, что даже у одного и того же космонавта от экспедиции к экспедиции настрой может меняться. Поэтому фото всегда разные даже при схожих обстоятельствах.
– Трудно уловить эмоции, если на человеке медицинская маска. Не один год их носили и космонавты, и специалисты ЦПК.
– Глаза не под маской – это главное. Я всегда помимо прочего стараюсь сделать фото крупным планом, чтобы показать настроение человека. В глазах читается очень многое.
− Съемки приземления экипажа ведутся с борта вертолета, одна из дверей которого в этот момент открыта. Вам в такие моменты не страшно?
− Когда смотришь на мир через объектив, не замечаешь ничего вокруг. Если бы сидел у открытой двери вертолета без фотоаппарата, вероятно, были бы другие впечатления. Но в процессе съемки перед глазами как будто картинка из телевизора. Могу сказать, что на стартах был много раз, но ни разу не видел их «живьем» − только через призму.
− Не подсчитывали, сколько раз приходилось снимать старты?
− Никогда не считал, но если навскидку, то более 30 стартов и приблизительно столько же посадок.
− Наверняка у Вас уже отсутствует страх пропустить что-то важное в процессе съемки репортажей?
− Этот страх присутствует всегда. И даже сны снятся, что у фотоаппарата аккумулятор разрядился или что-то не сработало. Видимо, все время переживаешь об этом и даже во сне не можешь отключиться.
− Тренировки космонавтов и старты с посадками, безусловно, очень интересны. Но если постоянно наблюдать за ними, может возникнуть ощущение обыденности. Как удается сохранить свежий взгляд на то, что приходится часто снимать?
− Наблюдаю за работой других фотографов, с которыми, к примеру, освещаем одно событие. Мы обсуждаем профессиональные приемы, делимся идеями. Есть такой прием: постараться посмотреть на окружающую обстановку как будто в первый раз. Это позволяет увидеть привычные вещи под другим ракурсом.
− Какие задачи Вы ставите перед сотрудниками своего отдела?
− Это замечательные люди, опытные, умные. Я только хочу одного − чтобы они продолжали учиться чему-то новому в профессии. Это не значит прочитать сто книг, важно не терять интерес к своему делу и стремиться к развитию.