Тренировки вестибулярной устойчивости – важнейшие элементы практической подготовки экипажей к факторам космического полета.
Один из таких вестибулярных тренажеров, гимнастическое колесо, которое еще называют ренским (или рейнским), имеет свою интересную историю. Механизм был изобретен в Германии приблизительно на рубеже XIX и XX веков. Чтобы было удобно скатываться с горы, Отто Фейк, будучи еще ребенком, соединил поперечными планками две автомобильные шины. Существует и другая версия, в которой вместо шин он задействовал два железных обруча.
Спустя несколько лет Отто Фейк усовершенствовал модель этого колеса.
Современный вид ренского колеса представляет собой два металлических обруча одинакового диаметра. Они соединены между собой при помощи шести штанг, к которым с внутренней стороны колеса прикреплены две площадки с фиксаторами для ступней и двумя рукоятями – напротив.
Чтобы тренировки на колесе не повреждали покрытие пола, позже было введено пластиковое покрытие стальных обручей.
Упражнения на гимнастическом колесе еще с 1948 г. занимали особое место в физической подготовке военнослужащих Военно-воздушных сил в качестве тренировки чувства равновесия у пилотов скоростных самолетов-истребителей. Спустя некоторое время занятия на гимнастическом колесе стали актуальными и при подготовке космонавтов как один из эффективных способов получения и развития вестибулярной устойчивости, усовершенствования координации и чувства баланса.