Молодые космонавты всегда смотрят на опыт старших товарищей. Начиная с подготовки и «космических традиций» и завершая самим полетом, они всегда равняются на предыдущие поколения, желая повторить или приумножить подвиги и достижения.
Прекрасным примером является космонавт Владимир Шаталов, которому сегодня бы исполнилось 95 лет. И до сих пор его биография вдохновляет не только последователей-покорителей космоса и историков, но и юных исследователей, открывших для себя удивительный мир сильных и стойких людей.
Анастасия Фуфачева, ученица 10-го класса школы г. Киров, 29 сентября 2022 года стала победителем регионального этапа конкурса «Звездная эстафета» в исторической секции. Финалистка подготовила проект, посвященный 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, генерал-лейтенанта авиации в отставке Владимира Шаталова. Биография Владимира Александровича и его роль в космонавтике вдохновили Анастасию на детальное исследование источников и документов.
По материалам работы Анастасии Фуфачевой «Гранит – это характер, или как прожить всю жизнь, ни разу не солгав».
Владимир Александрович Шаталов родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловск в Казахской ССР. Позже семья Шаталовых переехала в Ленинград, где в 1935 году Владимир пошел в школу.
Главными героями и кумирами советской молодежи этих лет были летчики. Это повлияло на многих людей, в том числе, на отца Владимира – Александра Борисовича, который окончил школу авиационных механиков, но не смог реализоваться в этой области по разным причинам. Неосуществленная мечта отца передалась маленькому Владимиру, первым его шагом стал кружок авиамоделизма.
22 июня 1941 года отец Владимира Шаталова получил повестку и отправился защищать свою страну. Александр Борисович был предан Родине и партии, это передалось и сыну, помощь которого позже потребовалась в строительстве оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Там Владимир Александрович впервые увидел настоящую войну. В эти годы в его обязанностях была дежурство в карауле, на кухне, иными словами, быть подручным, выполнять все команды быстро и качественно. Приказ на вывоз из города женщин, стариков и детей, к которым относился и четырнадцатилетний Владимир, прекратил его службу.
Владимир Шаталов эвакуировался с матерью в Петропавловск, на свою малую родину. Сразу по прибытии он старался помогать санитарам в больницах.
Именно отец привил тогда еще маленькому Владимиру мечту об авиации и страсть к технике, которую тот пронес через всю свою жизнь. Благодаря отцу и его урокам В.Шаталов сделал выводы о ценности жизни, о важности мечты, с помощью которой можно пройти сквозь все невзгоды, сложности и потрясения. Александр Борисович обеспечивал бесперебойную связь на «Дороге жизни», участвовал в строительстве железнодорожной переправы по льду Ладожского озера. Владимир старался всю жизнь быть достойным своего отца.
В 1945 году Владимир Шаталов закончил спецшколу ВВС и поступил в Качинское военное авиационное училище, а после – продолжил служить в должности летчика-инструктора. В 1953 году он поступил на командный факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии ВВС СССР, который закончил в 1956 году. Уверенность в своих силах, а также ответственность перед собой и отцом дали свои результаты – Владимир Александрович смог развить себя как грамотного командира. Он мог найти подход ко всем подчиненным, поддерживая воинский порядок в части.
В это время запускается искусственный спутник Земли с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Это, безусловно, еще одно из достижений СССР на мировой арене, и именно в этот период появилась очень важная мысль о возможности полета человека в космос с его последующим возвращением на Землю.
Среди людей, служивших в ВВС, начали появляться те, кто хотел взлететь «выше неба». За полет Юрия Гагарина летчики испытывали особую гордость, ведь он – человек их профессии. Владимир Шаталов писал в своей книге: «Даже если у меня один шанс из тысячи, я должен попытаться использовать и этот шанс».
Первые два полета Владимира Шаталова проходили по засекреченной военной программе. В январе 1969 года на корабле «Союз-4» он проявил себя как ответственный командир, тем самым зарекомендовав на следующие полеты. Второй полет в октябре 1969 года произошел спустя полгода после первого. Он стал командиром первой космической эскадры, состоявшей из трех кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8». Стыковка кораблей не удалась по техническим причинам.
В третьем полете, в апреле 1971 года экипаж планировал провести на станции «Салют-1» около месяца. Стыковка не удалась, снова подвела техника. Если бы не ум, мастерство и хладнокровие Владимира Александровича в тот момент, экипаж мог погибнуть. По возвращении из этой экспедиции, Н.П.Каманин «передаст» Владимиру Александровичу свою должность помощника Главкома ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов.
После запуска первого искусственного спутника космос начал рассматриваться с точки зрения сотрудничества. Инициатором проведения совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите выступило NASA в начале 1970 года. Президент Академии наук СССР, академик М.В.Келдыш, близко связанный с космонавтикой, «пошел навстречу» такому предложению.
Ближе к концу того же года были образованы первые группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существовавших на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона», а к концу года произошла встреча специалистов. В 1972 году в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном было подписано «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьей № 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.
В 1973 году состоялось подписание договора между Владимиром Шаталовым и директором НАСА Томасом Пейном о подготовке космонавтов и астронавтов к совместному полету. Именно это соглашение можно считать «точкой отсчета» программы.
Полет начался 15 июля 1975 года. Причем, прошел удачно и без происшествий благодаря добросовестной и искренней работе многих людей.
Затем последовала не менее важная международная программа «Интеркосмос». Владимир Александрович взял на себя ответственность по подготовке советских космонавтов и космонавтов из социалистических и капиталистических государств.
С 1987 по 1991 год Владимир Александрович служил начальником Центра подготовки космонавтов.
На пути Владимира Шаталова стояло большое количество сложностей и преград, но всю жизнь он был предан своим идеалам, убеждениям и мечте. Стойкость характера, чувство ответственности за себя и окружающих позволили реализовать поставленные цели и превзойти их. Дисциплинированность, сила воли и сострадание сделали его не только хорошим космонавтом, но и чутким руководителем.