Сейчас предприятия аэрокосмической отрасли ведут активную работу по созданию Российской орбитальной станции (РОС). Её транспортно-техническое обеспечение планируется совершать с помощью перспективного пилотируемого транспортного корабля (ПТК). А значит, ЦПК должен подготовить космонавтов к работе на технике нового поколения.
Новый комплексный тренажёр собирают из автономных составных частей. Уже созданы и испытаны такие элементы, как пульт контроля и управления, системы: электропитания, психофизиологического контроля, моделирования пожара, поддержания температурного режима, а также пульт врача и ремонтно-технологическая связь.
На данный момент идут испытания одного из самых значимых элементов будущего тренажёра – рабочего места операторов, представляющего собой макет возвращаемого аппарата ПТК. Рабочее место оператора ПТК представляет собой каркасно-модульную конструкцию. Такая технология позволяет сократить время разработки при создании макетов корпусов космических аппаратов и отсеков. Сейчас уже можно визуально наблюдать облик возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля.
Изначально корабль проектировали для полётов на орбиту Луны, поэтому его конструктивно-прочностные характеристики позволяют выдерживать более высокие тепловые и динамические нагрузки, которые важны при возвращении на этапе входа в плотные слои атмосферы Земли со второй космической скоростью. В новом корабле предусмотрены места для четырёх членов экипажа для штатного полёта, а в случае аварийной ситуации можно разместить дополнительно двух членов экипажа.
«И можно сказать, что ПТК является одним из новейших космических кораблей, которые воплощают в себе самое современное и проверенное временем: это и бортовые вычислительные средства, и система жизнеобеспечения, возможность сенсорного управления, высокая точность посадки, требуемая безопасность и надёжность», – рассказал Олег Блинов, главный специалист по ТСПК тренажёрного управления.
Разработку и изготовление рабочего места операторов ПТК выполнили специалисты ООО «Центр тренажёростроения». Приёмку и приёмочные испытания осуществляет инженерно-технический состав управления тренажных средств подготовки космонавтов, специалисты по подготовке космонавтов управления подготовки космонавтов, служба качества и инженерная служба ЦПК.
«Особенности самих испытаний заключаются в том, чтобы проверить всю конструкторскую документацию, проконтролировать прохождение сигналов от всех имеющихся блоков и оборудования, которые размещены внутри РМО. Также мы должны испытать новые блоки на эргономичность и на управляемость», – пояснил Олег Блинов.
Уникальная особенность нового тренажёра – это создание удобного позиционирования оператора в пространстве за счёт наклона командного отсека на 30 градусов относительно горизонта.
В начале следующего года специалисты планируют дооснастить тренажёр ПТК вычислительным комплексом, в результате чего будет возможность отрабатывать первичные навыки по работе с органами контроля и управления, при помощи которых экипаж управляет бортовыми системами, движением и ориентацией в ручном режиме, задаёт режимы и контролирует состояние космического корабля.
Задача до июня 2025 года – создать тренажёр ПТК в конфигурации 10 систем для отработки основных режимов полёта беспилотного ПТК. А затем комплекс будет доработан для подготовки космонавтов к пилотируемому полёту. Полностью комплексный тренажёр пилотируемого транспортного корабля нового поколения должен быть готов к тренировкам экипажей не позднее, чем за год до запуска реального корабля.