30 июня 2011 года мир вспоминает троих героев – космонавтов Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева. Сорок лет назад они в составе экипажа космического корабля «Союз-11» возвращались на Землю с орбиты после успешного выполнения программы космического полёта. Внезапно на высоте около ста километров из-за конструктивного недостатка произошла разгерметизация космического корабля. Несколько секунд, прежде чем потерять сознание, космонавты пытались устранить поломку. Экипаж определил, что у них «течёт» клапан дыхательной вентиляции. Как установили позже, Виктор Пацаев пытался исправить положение. Космонавт сумел отстегнуть привязную систему, чтобы дотянуться до крана-«барашка» (для его закрытия нужно было сделать шесть с половиной оборотов), который был расположен прямо над его головой, но, к сожалению, не успел. Через 40 секунд давление внутри космического корабля упало, и космонавты погибли.
До
полёта
Георгий Тимофеевич Добровольский родился 1 июня 1928 г. в Одессе в семье военнослужащего. До фашистской оккупации города в военные годы он окончил 6 классов средней школы № 299. После освобождения от захватчиков продолжил обучение и в 1946 году окончил 10 классов спецшколы ВВС в Одессе. С детских лет Георгий Тимофеевич был влюблён в небо. Наверное, именно эта любовь и стремление ввысь привели его сначала в одесскую спецшколу Военно-воздушных сил, а после неё — в Харьковское (Чугуевское) ВАУЛ. На момент окончания училища в 1950 году у лейтенанта Добровольского был уже 131 час налёта на истребителе Ла-9. После училища Георгий Тимофеевич служил в Донбассе, Восточной Германии, Прибалтике. В 1957 — 1961 гг. майор Добровольский учился на заочном факультете Краснознаменной Военно-воздушной академии (ныне имени Ю. А. Гагарина) по специальности «Командно-штабная работа ВВС».
Добровольский любил небо, и в не меньшей степени он любил людей. Где бы он ни служил, везде ему были интересны общественная жизнь, общие ценности. О нём в конце 50-х — начале 60-х много писала пресса. Армейская и окружная газеты и даже «Красная Звезда» рассказывали о нём как об одержимом лётчике.
12 апреля 1961 года началась эра пилотируемой космонавтики, и начали её коллеги Георгия Тимофеевича — лётчики-истребители. 5 марта 1962 года на стол руководства ложится рапорт, написанный рукой майора Г. Добровольского: «Прошу Вашего разрешения на зачисление меня в школу космонавтов. Имею большое желание отдать этому все свои знания, а если потребуется, и жизнь».
Командование
пошло навстречу талантливому и
целеустремлённому лётчику. Он успешно прошёл медицинскую комиссию и
отбор среди
лётного состава для подготовки к космическому полёту. 10 января 1963
года
приказом Главкома ВВС Г. Добровольский был зачислен на должность
слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов. Уже 19 января
Георгий
Тимофеевич впервые ступил на землю Звёздного вместе с пятнадцатью
кандидатами в
космонавты. С 1963 по 1965 год он прошёл общекосмическую подготовку и
после завершения
её курса получил квалификацию «космонавт ВВС».
За
время подготовки в качестве космонавта Георгий
Добровольский освоил программы облёта Луны (на космическом корабле
7Л-Л3), в
группе готовился по программе «Алмаз», в составе
резервного экипажа прошёл
подготовку командира космического корабля «Союз» в
рамках программы «Стыковка».
За полтора года до полёта Добровольский приступил к работе по программе «Контакт» в качестве командира экипажа вместе с космонавтами Петром Колодиным, Олегом Макаровым и Виталием Севастьяновым. С последним Георгий Тимофеевич продолжил совместную подготовку по программе на ДОС-1 «Салют» в качестве командира резервного экипажа. Всего к полёту и работе на «Салюте-1» готовились 3 экипажа: Шаталов-Елисеев-Рукавишников, Леонов-Кубасов-Колодин и Добровольский-Волков-Пацаев. Как вспоминают преподаватели Центра подготовки космонавтов, тренажёра по станции ещё не было, космонавты вместе с инструкторами посменно ездили в конструкторское бюро на штатное изделие (принятое в документации название рабочего космического корабля) и тренировались по ночам на комплексном стенде.
Знавшие
Георгия Добровольского лично вспоминают его как
спортсмена, красавца атлетического сложения. У его коллеги
Владислава
Волкова среди сотрудников Центра подготовки космонавтов было шутливое
прозвище
«Марчелло Мастроянни» –
говорят, из-за сходства со знаменитым актёром.
Владислав
Николаевич Волков родился 23 ноября 1935 года в Москве. Здесь же он
учился в
школе, здесь же поступил в вуз – Московский авиационный
институт, который окончил
в 1959 году. Ещё будучи студентом МАИ, Волков поступил на работу в
ОКБ-1. Уже
через три года после начала работы в конструкторском бюро Владислав
Волков был
назначен заместителем ведущего конструктора кораблей
«Восток» и «Восход». Из
стен ОКБ-1 Волков попал в отряд космонавтов. В Центре подготовки
космонавтов
Владислав Николаевич готовился сначала вместе с Владимиром Шаталовым и
Петром
Колодиным. В начале 1969 года Волков приступил вместе с Анатолием
Филипченко и
Виктором Горбатко к подготовке в качестве бортинженера по программе
космического корабля «Союз-7». Экипаж выполнил
полёт в октябре 1969 года.
Виктор
Иванович Пацаев – третий
член
экипажа «Союза» –
запомнился
тем, кто с ним работал, скромностью и необыкновенной эрудицией. Виктор
Пацаев
родился 19 июня 1933 года в городе Актюбинск. В 1955 году окончил
Пензенский
индустриальный институт по специальности «приборы точной
механики». После
института работал в Центральной аэрологической обсерватории
Гидрометслужбы
СССР, затем перешёл на работу в ОКБ-1. Как и Владислав Волков, Виктор
Пацаев
пришёл в отряд космонавтов именно из этой организации. Как и Георгий
Добровольский, Виктор Иванович работал по программе
«Контакт». В 1970 году он
приступил к подготовке в качестве бортинженера корабля
«Союз-10» по программе
ДОС-1 «Салют».
Трагедия
19 апреля 1971 года стартовала станция «Салют-1» (первого поколения), выведенная на орбиту ракетой-носителем «Протон». 23 апреля 1971 года состоялся старт космического корабля «Союз-10» с экипажем в составе Владимира Александровича Шаталова, Алексея Станиславовича Елисеева и Николая Николаевича Рукавишникова на борту. К сожалению, корабль не полностью состыковался со станцией, хотя и была, как принято говорить, «первая механическая связь». Из-за отказа в стыковочном механизме нельзя было организовать герметичный переход. Естественно, экипаж выполнил расстыковку и спустился на Землю.
Для продолжения работы на станции был отправлен следующий экипаж. Интересно, что Владимир Шаталов изначально был в 3 экипаже, но позже его перевели в первый. После него в космос должны был отправиться Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Пётр Колодин, но их экипаж на основании заключения медицинской комиссии уже на космодроме был заменён дублирующим в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева. Все 3 экипажа были очень хорошо подготовлены, так что замена второго экипажа третьим из-за аллергической реакции Кубасова на пыльцу байконурских цветов не повлияла на качество выполнения программы полёта.
– 6 июня 1971 года состоялся старт космического корабля «Союз-11», пилотируемый экипажем Добровольского, – так начинает свой рассказ Виктор Михайлович Суворов, один из опытнейших инструкторов ЦПК, работавший вместе с экипажем Добровольского. – Космический корабль выполнил автоматическое сближение со станцией без замечаний, и экипаж с дальности 100 метров обеспечил стыковку в ручном режиме. На станции космонавты провели 22 суток, выполняя программу экспериментов и исследований.
Перед стартом. Доклад командира экипажа председателю Государственной комиссии
30
июня, выполнив расстыковку, выдав тормозной импульс для схода с орбиты,
экипаж
пошёл на спуск. При разделении орбитального, или бытового, отсека со
спускаемым
аппаратом произошло срабатывание (разгерметизация) клапана дыхательной
вентиляции, что привело к взрывной декомпрессии и ударной
разгерметизации
спускаемого аппарата и практически мгновенной гибели экипажа. Трагедия
произошла на высоте около ста километров.
– Всегда после прохождения плазмы экипаж «прорежется», всегда его услышат или поисково-спасательная служба, или группа управления полётом, а в этот раз в эфире была тишина, – продолжает инструктор Суворов. – В тот раз главным по посадке в Казахстане был заместитель Н. П. Каманина, генерал Л. И. Горегляд. Через ПСС он сообщил по открытой связи Шаталову, который находился под Евпаторией (Центра управления полётами ещё не было, управление шло из пункта под Евпаторией), о произошедшем. Шаталов спросил: «Что случилось? Почему нет связи с экипажем?» В ответ он услышал: «Случилось худшее».
– На тот момент экипаж летел без скафандров, так как надёжность корабля считалась стопроцентной. После трагедии полёты были прекращены на 2 года, пока не был разработан комплекс средств спасения (КСС) и новый скафандр. Впервые КСС был апробирован 27 сентября 1973 в полёте экипажа Лазарев-Макаров. Испытание прошло успешно, и полёты продолжились. Вместо трёх человек в экипаже стали летать двое, потому что КСС утяжелял корабль и сокращал свободное пространство внутри спускаемого аппарата. Что касается злополучного клапана, то после катастрофы кран-«барашек» заменили заслонками, которые можно закрыть одним движением, – добавляет один из легендарных инструкторов ЦПК Игорь Иванович Сухоруков.
Прощание
с погибшими космонавтами прошло в Доме Советской Армии. Прах героев был
захоронен
в Кремлёвской стене.
Катастрофа,
которая унесла жизни космонавтов, заставила космическую отрасль искать
способы
максимально обезопасить полёты. Сегодня имена Г. Т. Добровольского, В.
Н.
Волкова и В. И. Пацаева означают для нас высокое мужество, верность
своему
долгу до последней секунды, профессионализм, смелость. Обращая свой
взгляд к
заре пилотируемой космонавтики, сегодняшнее поколение хранит память о
подвиге
экипажа «Союза-11».