В зале планетария Центра подготовки космонавтов гаснет свет, и на чёрном куполе зажигаются звёзды. Перед пришедшими на занятие кандидатами в космонавты – проекция звёздного неба. Пусть это всего лишь «картинка», но она создаёт у наблюдателя впечатление, будто он действительно находится под открытым небом, усыпанным звёздами. За пределами планетария – ясный сентябрьский полдень, в планетарии – ночь, причём не земная, а орбитальная. Здесь картина звёздного неба в точности повторяет расположение светил, которое видят космонавты на орбите.
Преподаватель по звёздному небу, Анатолий Михайлович Чигиринов, «поворачивает» проекцию, и полусфера будто приходит в движение (у неподготовленных людей этот манёвр даже способен вызвать головокружение). Лазерной указкой Анатолий Михайлович очерчивает группу звёзд и просит кандидата в космонавты Ивана Вагнера рассказать об этом созвездии. «Это Орион», – определяет Иван. Последовательно он указывает самые яркие звёзды: α (альфа) – Бетельгейзе, β (бета) – Ригель. На занятиях по звёздному небу используется визуально-ассоциативный метод. Если в иллюминатор виден только кусочек неба, например, с тем же созвездием Ориона, можно определить важнейшие для навигации положения, найти северное и южное полушарие. Оказывается, «голова» Ориона находится в северном полушарии, а «ноги» – в южном. От пояса Ориона можно провести несколько линий, ориентирующих в небесном пространстве. К юго-востоку от Ориона сияет яркий Сириус, α созвездия Большого Пса, к северо-западу – Альдебаран, α Тельца. От каждого созвездия благодаря мнемоническим правилам через всё небо словно протянуты невидимые нити – так называемые линии поиска. «Ящерица сидит на спине Пегаса», «Лев держит в зубах Рака», «два Пса преследуют Единорога»… С помощью таких мнемонических правил звёздное небо перестаёт быть скоплением одиночных звёзд, превращаясь в необыкновенную сияющую карту. Большую помощь в небесном ориентировании оказывают опорные созвездия, которые несложно распознать благодаря характерным контурам или ярким звёздам. Это созвездия Журавля, Большой Медведицы, Ориона, Кассиопеи, Пегаса. Найдёшь знакомую фигуру – и по линиям поиска найдёшь окружающие созвездия и их навигационные звёзды. «По-другому небо запомнить сложно», – говорит Анатолий Михайлович.
Преподаватель указывает на следующую группу звёзд – это Большая Медведица. Кандидат в космонавты Андрей Бабкин перечисляет её звёзды, рассказывая о ближайших к Большой Медведице созвездиях. «Ковш» падает на Льва», – вспоминает он мнемоническое правило. Регул, α Льва, или, иначе, Cor Leonis, то есть «сердце Льва» на латыни, расположена на оси эклиптики – условной линии на небесной сфере, по которой движутся планеты. На эклиптике располагается и альфа Девы – Спика (лат. «колос»). Такое ориентирование очень удобно. Звёзды лучше запоминать в системе, так не запутаешься в тысячах мерцающих небесных огней.
Изучение звёздного неба в планетарии Центра подготовки космонавтов. Преподаватель Анатолий Чигиринов, кандидаты в космонавты Андрей Бабкин и Иван Вагнер.
В ходе общекосмической подготовки и последующей работе в группе специализации и совершенствования кандидаты в космонавты и космонавты изучают звёздное небо. Первые – около 20 часов, а готовящиеся к полёту космонавты ежемесячно освежают знания. Цель занятий – обучение ориентации в космическом пространстве, навигации по звёздам и фиксации астрономических явлений. Знать звёздное небо нужно каждому космонавту не только потому, что небо – это сфера деятельности космонавтов, их временная среда обитания и своего рода рабочее место. Уметь находить нужную звезду, определять её координаты, знать название и характеристики, помнить контуры созвездий должен каждый космонавт.
Ещё в древности созвездия помогали находить нужные звёзды, с помощью которых ориентировались во время странствий по Земле. Сегодня знание звёздного неба необходимо и для путешествий в космическом пространстве. Безусловно, задачи навигации на борту космического корабля возложены на электронику, но даже самая надёжная техника может подвести, и тогда космонавту придётся полагаться только на свои знания. Звёздное небо – универсальный ориентир. С его помощью можно проложить курс корабля, даже если откажет автоматическая навигация.
На занятиях по звёздному небу космонавты учатся не только запоминать расположение отдельных звёзд и созвездий, чтобы ориентироваться в космосе, успешно продолжать работу в случае отказа автоматической навигации, но и в научных целях. Звёзды, подобно живым организмам, рождаются и умирают, вспыхивают и гаснут, на месте яркой звезды появляется туманность. То, что для нас лишь крошечная вспышка в миллионах световых лет от Земли, может быть рождением новой звезды. Проводя астрономические наблюдения с орбиты, космонавты фиксируют подобные изменения в звёздной картине. Знание звёзд как никогда помогает космонавту в этой работе. Заметив вспышку или изменение яркости звезды, космонавт определяет, где находится эта звезда относительно других, в районе какого созвездия, какие у неё координаты, передаёт эти данные на Землю, и уже земные астрономы приступают к детальному изучению небесного явления.
Наблюдение за звёздами из тренажёра, имитирующего космический корабль
Занятие заканчивается, все заданные преподавателем созвездия найдены, названы их звёзды. Гаснет «небосвод», кандидаты в космонавты «возвращаются на Землю» и выходят из планетария. Уникальный планетарий относится к основным тренажёрам ЦПК. Пожалуй, это один из самых зрелищных демонстрационных стендов. По своей оснащённости он стоит в одном ряду с лучшими планетариями России.
Планетарий ЦПК
Интересно, что в разработке проекта планетария принимал участие и Анатолий Михайлович Чигиринов. На службу в ЦПК он пришёл в 1966 году, после 15 лет преподавания по профилю систем самолётовождения в школе авиационных радиомехаников. В планетарии Анатолий Михайлович работает с его открытия в 1967 году. За время службы в Центре он занимал должность помощника командира отряда космонавтов, вёл исследовательскую работу, развивал учебную базу ЦПК. Сегодня Анатолий Михайлович, помимо преподавания звёздного неба кандидатам в космонавты и космонавтам, занимается совершенствованием учебных программ и продолжает научную деятельность. В учебном процессе используются его разработки, в том числе контурная карта с доступной визуализацией фигур опорных созвездий и мнемонические правила.